В
Башкортостане пока нет инфраструктуры, которая бы способствовала
внедрению инноваций в производство. Сохраняется большой разрыв между
учебными заведениями, научными организациями и предприятиями.
Они
должны быть звеньями одной цепи, но на данный момент каждое "звено"
является едва ли не изолированной системой: наука, образование и
промышленность развиваются сами по себе.
В
структуре общих затрат на технологические новации в республике
превалируют расходы на приобретение машин и оборудования. А на
исследования и разработки идут несоизмеримо меньшие инвестиции.
То
есть основные средства приобретаются за счет снижения прямых расходов
на инновационную составляющую производства. В результате усиливается
инновационная зависимость от экономически развитых стран.
Науке
надлежит играть более весомую роль в инновационной политике России (и
Башкортостана, в частности), тем более что ее потенциал поистине
огромен. Только в республике научный комплекс формируют около 70
организаций. Научные исследования фундаментального и прикладного
характера ведутся в 12 институтах Уфимского научного центра
Российской академии наук, 14 учреждениях Академии наук Республики
Башкортостан, 27 отраслевых институтах и проектно-конструкторских
организациях, а также на кафедрах вузов. Научными исследованиями
занимаются 70 академиков и членов-корреспондентов АН РБ, около 600
докторов и четырех тысяч кандидатов наук.
В
Башкортостане создан закон РБ "Об инновационной деятельности в
Республике Башкортостан". Делается и второй: идет работа над
проектом Республиканской целевой инновационной программы РБ на
2008-2010 годы. Данный проект будет обсуждаться в Уфе - на
расширенном заседании Совета по научно-технической и инновационной
политике при правительстве Башкортостана.
По
мнению председателя Торгово-промышленной палаты Башкортостана Бориса
Бондаренко, инновационная политика региона должна быть нацелена на
решение пяти приоритетных задач. Во-первых, необходимо создать и
запустить механизмы развития предпринимательства на основе наукоемких
технологий. Другими словами, нужно формировать цивилизованный рынок
интеллектуальной собственности. Во-вторых, персонал научных
организаций должен пройти обучение инновационному менеджменту.
В-третьих, республике нужна полноценная база данных об инновациях.
В-четвертых, целесообразно привлекать инновационно активные
бизнес-структуры и организации государственного сектора из других
регионов страны. В-пятых, необходимо продвигать инновационные
разработки, продукты, технологии и товары в другие субъекты России и
в страны ближнего и дальнего зарубежья.
В
настоящее время в Башкортостане ведется работа по созданию единой
системы поддержки инновационного процесса. Проблема решается с разных
сторон: нормативно-правовой, финансовой, организационной,
информационной, научно- и производственно-технологической,
материально-технической и кадровой.
Проект
инновационной программы уже согласован со многими заинтересованными
министерствами и ведомствами. Ключевой принцип ее построения
заключается в следующем: любой инновационный продукт проходит
несколько этапов - от идеи до промышленного освоения, и на каждом
этапе существует целый ряд специфических проблем, для решения которых
нужны специфические формы содействия.