Как сообщил на
днях директор департамента госрегулирования в экономике
минэкономразвития Андрей Шаров, до 1 июня минэкономразвития внесет
в правительство законопроект о поддержке малого и среднего
бизнеса. В первых числах месяца - после согласования в минфине -
его рассмотрит Совет по конкурентоспособности и
предпринимательству при Михаиле Фрадкове. Затем документ должен
поступить в Государственную Думу.
Речь в
данном случае идет о правительственном варианте нового закона,
который нередко называют "важнейшим для отечественной
экономики". Между тем, как уже сообщала "Российская
бизнес-газета", еще в апреле в Государственную Думу был
внесен аналогичный законопроект, подготовленный рабочей группой
под руководством заместителя председателя Комитета ГД по
экономической политике, предпринимательству и туризму Елены
Паниной.
О том, какие споры вызывал любой из
вариантов законопроекта в правительственных и думских инстанциях,
насколько тяжело шли согласования между ведомствами, "РБГ"
писала не раз.
С тем, что закон остро
необходим экономике, согласны и депутаты, и высокие чиновники, и
бизнес. Все заинтересованные стороны не раз выражали надежду, что
документ будет принят до конца весенней сессии. Дума, по
предварительным прогнозам, закончит работу 15 июля, однако на
вопрос о судьбе нового закона сегодня, пожалуй, не ответит
никто.
Напомним, законопроект, подготовленный
депутатами, регламентирует проведение контрольно-надзорных
мероприятий на малых и средних предприятиях, ограничивая их
частоту. В нем прописан механизм влияния бизнеса на процесс
принятия решений, касающихся его деятельности: при органах
государственной власти всех уровней предусмотрено создание
советов, наделенных правом экспертизы соответствующих нормативных
документов. И, главное, законопроект вводит понятие среднего
предпринимательства, на которое так же, как и на малые
предприятия, распространяются специальные налоговые режимы,
возможность упрощенного бухгалтерского учета, ограничения по
проверкам.
Вариант, подготовленный
правительством, выглядит иначе. Ни минфин, ни минэкономразвития не
согласны с тем, что упрощенная система налогообложения нужна не
только малым, но и средним предприятиям. Исчезло из проекта и
ранее содержавшееся в нем предложение изменить Налоговый кодекс
так, чтобы малый и средний бизнес первые 4 года со дня регистрации
мог не менять налоговый режим, если он ухудшает его положение.
Снижение арендной платы за пользование государственным имуществом
не предусмотрено. Чиновникам не нравится и положение об
освобождении предприятий, применяющих единый налог на вмененный
доход (ЕНВД), от использования контрольно-кассовой
техники.
Елена Панина в свое время назвала
правительственный вариант "полностью выхолощенным, не нужным
ни бизнесу, ни стране". С тем, что в таком виде документ вряд
ли поможет бизнесу решить наболевшие проблемы, в целом соглашаются
и эксперты, и представители бизнес-сообщества.
-
Минфин активно сопротивляется поправкам, которые должны облегчить
жизнь малому бизнесу, - говорит вице-президент "ОПОРЫ России"
Владислав Корочкин. - Но если эти принципиальные моменты не будут
утверждены, самым лучшим будет отложить принятие закона.
-
"Акулы" и так сегодня вовсю проглатывают маленькую
"бизнес-рыбешку", а на оставшуюся минфин старается
поставить дополнительные сети. И кто в итоге выживет? - задается
вопросом Светлана Жилина, генеральный директор строительной
фирмы.
Что именно в итоге будет обсуждать
Дума - вопрос вопросов. Елена Панина, настаивает на том, чтобы в
первом чтении как можно быстрее был рассмотрен депутатский
вариант. Она надеется, что народным избранникам удастся достичь
договоренности с правительством, и альтернативный законопроект
внесен в Госдуму не будет. В этом случае замечания кабинета
министров будут учтены при доработке ко второму чтению.
Ясно
одно: предстоящие дебаты окажутся жаркими. Министерства
экономического блока будут настаивать на своих подходах, депутаты
- на своих. Увы, жизнь показывает: вполне возможен и другой
сценарий. В попытке примирить две версии пар уйдет в свисток,
решение проблемы будет отложено и документ перейдет по наследству
депутатам нового созыва.
Между тем закон,
прописывающий не только обязанности малого бизнеса, но и формы его
поддержки, права, способы самозащиты, необходим сегодня как
никогда. Любое исследование, кем и где оно бы ни проводилось,
показывает: административное и налоговое давление на бизнес не
снижается. Примеров можно привести множество, в том числе
полуанекдотических. Так, в начале года минфин поднял размер так
называемого коэффициента К-1, применяемого для начисления ЕНВД
малым предприятиям. Эксперты заговорили о грядущем падении числа
"малышей" и их неизбежном уходе в тень, ведь ЕНВД платит
примерно треть из них. Минэкономразвития (оно утверждает
коэффициент) пришлось разбираться в ситуации. Как выяснилось,
распоряжение минфина было... не обязательным к исполнению, так как
не прошло государственную регистрацию. Над квалификацией
чиновников можно было бы посмеяться, но что делать
предпринимателю, к которому пришла налоговая инспекция? Она
начисляет налоги в соответствии с поступившими распоряжениями, а
наличие госрегистрации ее отчего-то не волнует.
Напомним:
в России малые предприятия создают сегодня, по разным оценкам, от
10 до 12 процентов ВВП, в развитых странах- до 60. Сможет ли малый
бизнес подтянуться до уровня зарубежных "коллег"? Ответ
на этот вопрос теперь целиком зависит от депутатского корпуса.