Если сгруппировать и обобщить проблемы малого
бизнеса, исключая те, что порождены несовершенством федерального
законодательства, то можно прийти к выводу, что решение некоторых
из них зависит от самих предпринимателей, при условии их
самоорганизации, установления и регулирования правил ведения
бизнеса на рынке. Устранение других проблем, несомненно, зависит
от органов местной власти. И, наконец, немало проблем, для решения
которых требуются совместные усилия, тесное сотрудничество бизнеса
и власти.
Как отметил мэр города А. Чернецкий, ежегодно
оборот малых предприятий растет на 35-40%. «Хотя сегодня
статистика пока еще плохо оценивает результат деятельности этих
объектов, в том числе и из-за позиции самих малых предприятий,
отчетность которых, мягко говоря, не совсем прозрачна. На мой
взгляд, эта одна из тем, которая должна серьезно обсуждаться
бизнес-сообществом. В конце концов, хватит бояться, прятаться,
пора выходить «из тени», в том числе уходить от
«зарплат в конвертах»», - заявил мэр.
Одна
из задач плана стратегического развития города - более активное
продвижение малого производственного бизнеса, в первую очередь
инновационного. Мэр Екатеринбурга отмечает, что доля
производственного бизнеса растет, хотя и не теми темпами, как
хотелось бы. При этом для развития инновационного малого бизнеса
есть еще немало неиспользованных резервов. Факторы сдерживания
развития малых производственных инновационных предприятий -
дефицит оборотных средств, направляемых на приобретение и
внедрение современных технологий и оборудования, недостаточная
развитость инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В
первую очередь мэр имеет в виду создание технопарков, промпарков,
бизнес-инкубаторов. Он назвал среди сдерживающих факторов
недостаточное количество площадей для производственных помещений и
нарождающийся дефицит квалифицированных рабочих и специалистов
среднего звена. «Мы будем пожинать плоды фактического
разрушения системы профтехобразования. Проблема кадров напрямую
связана с проблемой социальной ориентированности малого бизнеса.
Если бизнес будет социально ориентирован, он сможет притягивать к
себе кадры. Если нет, проблема в условиях нарастающего дефицита
работников будет обостряться», - заключил А. Чернецкий.
В
прошлом году в ходе реализации городской целевой программы
развития и поддержки малого предпринимательства на 2005-2007 гг.
был организован технопарк по производству стройматериалов на
территории АО «Торгмаш», в состав которого вошли 14
малых производств. А вообще к 2010 году в городе планируется
создание четырех отраслевых бизнес-инкубаторов.
Действующая
ныне программа по поддержке малого бизнеса завершается в этом
году. На 2008-2010 гг. будет разработана новая программа. По
словам председате¬ля городской Думы Е. Порунова, она будет
«более солидной и более финансово обеспеченной». Среди
целей этой программы - получение предпринимателями «достоверной
оперативной информации о законодательстве, налогах, процедурах
получения лицензии, ценах на недвижимость, аренде помещений,
оборудования, а также консультационного обеспечения их
деятельности».
Первый заместитель главы города А.
Якоб, в частности, говорил о ходе реализации стратегического
проекта «Екатеринбург-центр инновационной деятельности и
инновационных услуг». В проект вошли конкретные мероприятия,
например, строительство на базе Института металлургии УрО РАН
инновационного технопарка «Екатеринбург». Общая
стоимость проекта - порядка 288 млн руб. Сроки реализации -
2007-2008 гг. Общая площадь около 20 тыс. кв. м. Среди находящихся
в стадии реализации проектов - технопарки по разработке и
производству медицинского оборудования, информационных технологий
и другие. Составная часть этих будущих технопарков - малые
предприятия.