В рамках VIII
Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый
и средний бизнес на пороге вступления в ВТО» в ТПП РФ
состоялось заседание секции «Малый и средний бизнес в
модернизации и повышении конкурентоспособности российской
промышленности на пороге вступления в ВТО» Глава ОПОРы
РОССИИ Сергей Борисов в своем выступлении отметил, что задача
обсуждения на даннй секции - выработка возможных путей «смягчения
участи отечественных малых предприятий, которые столкнутся с
некоторым дискомфортом в связи с вступлением России в ВТО».
Для сравнения: в Китае и Индии, уже вступивших в эту организацию,
доля потерь на рынке малых предприятий составила до 40%.
Правительство, по словам С.Борисова, предпринимает сейчас усилия
по гармонизации таможенных правил, расширению доступа товаров и
услуг иностранных компаний на российский рынок, совершенствует
конкурентную политику и законодательство в области
интеллектуальной собственности. «Я считаю, что вступление в
ВТО - абсолютно объективный процесс, и если Россия хочет быть
конкурентоспособной не только в областях, не связанных с сырьем,
но и в других областях экономики, связанных с высокой
интеллектуальной составляющей, она должна сделать всё возможное,
чтобы процесс вступления страны в ВТО был для малого бизнеса
наименее болезненным» - сказал С.Борисов. Он сообщил, что
согласно результатам опросов предпринимателей, наибольшие опасения
процесс вступления в ВТО вызывает у предпринимателей аграрного
сектора. Куда меньше проблем видят в этом хлебопеки и рестораторы,
рассчитывая на свой высокий профессиональный уровень. Что же
касается высокотехнологичных компаний, они расценивают процесс
вступления как позитивный, открывающий им широкое поле
возможностей для равного конкурирования с иностранными
производителями, сообщил президент ОПОРЫ. Однако, заметил
С.Борисов, каковы бы ни были ожидания, объективным фактом остается
неразвитость российского производственного сектора, который
сегодня составляет лишь 13% от общего числа юридических лиц сферы
малого предпринимательства. "Так или иначе, процесс
вступления в ВТО может в наибольшей степени ударить как раз по
крупному бизнесу, который исторически замкнут и архаичен,
предпочитает «делать всё сам»", - сказал глава
ОПОРЫ. В равной степени опасения могут касаться и отраслевой
структуры российского малого бизнеса, выглядящей, по сравнению с
западной, примитивно, исключая, пожалуй, торговый сектор, тем
более что и без ВТО, заметил С.Борисов, наблюдается соревнование
крупных городов в том, "кто быстрее уберет ларьки",
забывая о социальной составляющей малого бизнеса. «Главный
вызов ВТО – это наша конкурентоспособность: вопросом
является, сможет ли Россия ответить мировой экономике в области
технологий и модернизации промышленности», – сказал
С.Борисов. По его словам, в настоящее время ОПОРА РОССИИ
осуществляет большой проект совместно с ИА «Росбалт»,
исследуя тенденции в области интеграции МП с крупным бизнесом,
выявляя сложности такой интеграции. Наблюдательный совет проекта
возглавляет вице-премьер РФ Александр Жуков. Мониторинг, по словам
С.Борисова, проводится в таких отраслях экономики, как
автомобилестроение, химическая, пищевая промышленность,
информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии.
Исследование, по мнению главы ОПОРЫ, вплотную приближает создание
в стране кластерной сети. Строение кластера традиционно –
существует якорное предприятие, вокруг которого создается среда
малых предприятий, там же присутствуют учреждения науки и
образования, финансовые институты. Ключевым фактором для создания
кластеров в России С.Борисов считает создание инфраструктуры.
Необходимо также, по его словам, понимание роли кластеров и малых
предприятий в них со стороны крупного бизнеса, предпочитающего
сегодня скорее «кормить с руки» дочерние предприятия,
чем использовать преимущества рынка, создавая разомкнутый и гибкий
цикл производства. «Между тем президент на совещании в
Волгограде совершенно четко сориентировал представителей власти на
необходимость опоры на систему поставщиков и разработчиков,
международные связи и глобальный аутсорсинг», - подчеркнул
С.Борисов. По его словам, на сегодня проекты промышленных парков в
Архангельской и Московской областях столкнулись не только с
дефицитом финансовых инструментов и человеческого потенциала, но и
с отсутствием мотивации у региональных властей. Не стимулирует
создание промышленных парков и налоговая система. Благодаря
усилиям МЭРТ, надеется С.Борисов, удастся за три года создать по
всей стране более пятисот бизнес-инкубаторов, но дальнейшее
развитие малого предпринимательства остается под вопросом.
Совершенно необходимым является включение МП в общую
технологическую цепочку. Изрядно затрудняет конвергенцию МП с
крупным бизнесом неразбериха, связанная с реформой МСУ, где МП
являются заложниками продажи собственности. «Административная
реформа не дошла еще до самого низа» – отметил
С.Борисов. Участие в судьбе малых предприятий министерств и
ведомств пока носит совершенно бессистемный характер и требует
координации. Наконец, считает глава ОПОРЫ, в России низка
предпринимательская активность населения. По его словам, еще свежи
в сознании общества стереотипы, что предприниматель является
спекулянтом, у тех же, кто уже попробовал себя в бизнесе, зачастую
оказываются «отбитыми» на столкновениях с властями и
криминалом руки. "России нужна система поощрения
предпринимательства, обширные просветительские программы,
формирующие положительный образ предпринимателя", - заключил
С.Борисов. Рассказывая о методах наилучшей реализации кластерной
политики, партнер компании «Бауман Инновейшн» Алексей
Праздничных отметил, что Россия по уровню производительности
экономики отстает от других стран, в то время как именно фактор
производительности является фундаментальным в определении
конкурентоспособности. Более высокая производительность экономики
помогает сохранить занятость и в малом бизнесе. В реализации
кластерной политики ключевая роль, считает А.Праздничных,
принадлежит региональным администрациям. Убедительным примером
слабости региональной кластерной политики является, по его мнению,
Санкт-Петербург, который уже живет в системе конкурентной
интеграции, теряя при этом конкурентные преимущества: уровень
зарплат в городе ощутимо выше, чем у конкурентов, а уровень
экономического и инфраструктурного развития существенно от них
отстаёт. К сожалению, отметил А.Праздничных, дальше включения
кластерной тематики в региональные целевые программы в других
регионах дело не идёт, каких-либо практических шагов не
предпринимается. Вице-президент группы компаний «VMP Corp.»,
вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Алексей Кожевников со сдержанным
оптимизмом охарактеризовал современную ситуацию в стране с
промышленными парками. По его мнению, нехватка производственных
помещений с инфраструктурой тормозит приход малого и среднего
предпринимательства в промышленность. Процедура выделения
земельных участков излишне усложнена и длительна и за последние
месяцы увеличилась в среднем с года до полутора. Высокие
административные барьеры стоят и на пути получения разрешения на
строительство. Федеральная служба по тарифам, сообщил он,
разрабатывает методику подсчета цены за подключение, но никто в
настоящий момент не застрахован от дальнейшего повышения этой
цены. "Таким образом, малые и средние компании вынуждены
оплачивать из своего кармана развитие РАО ЕЭС", –
заключил он. А.Кожевников также отметил отсутствие у регионов и
муниципалитетов программ территориального развития, что сдерживает
развитие бизнеса. Выход из данной ситуации, полагает он, - в
разработке комплексного подхода к развитию территорий, создании на
них индустриальных и промышленных парков как гораздо более
конкурентоспособных инструментов для развития региона, чем особые
экономические зоны, которые, к тому же, удается создать далеко не
везде. Президент НП «Национальное партнерство развития
субконтрактации» Артём Киселев представил концепцию участия
МСБ в реализации промышленной политики в контексте вступления
России в ВТО. По его словам, промышленная политика является, по
сути, совокупностью мер государственного регулирования,
обеспечивающего конкурентоспособность промышленности. Если
адаптировать определение конкурентоспособности к бизнесу, то «это
способность побеждать, то есть производить и реализовывать свою
продукцию в долгосрочной перспективе». "Если в
последних заявлениях власти содержится значимое стремление к
отказу от всякого протекционизма, то следует учитывать тот факт,
что Россия на сегодня не может отказаться от производств
индустриальной эпохи, слепо копируя опыт Японии, Сингапура",
- считает А.Киселёв. По его словам, проведенные его организацией
иссследования показали, что цена за выполнение сходного вида работ
на одном оборудовании в России разнится в пределах одного региона
в четыре раза, а по стране - в десять и более раз. Порой
получается, что в Москве некоторые операции выполняют гораздо
дешевле, чем в регионах. "Промышленная политика как таковая –
вопрос будущего. Теперешняя обстановка такова, что каждый сидит в
своем окопчике, не видя, что делает сосед", – считает
А.Киселёв. По его мнению, повышение конкурентоспособности компаний
и целых отраслей должно быть построено по образцу подготовки
олимпийской сборной, которая должна знать, где ей выступать и по
каким правилам. Конкурентоспособность, таким образом, состоит из
стратегической компоненты и оперативной, в рамках которой
завоёвывается превосходство в использовании основных факторов
производства. Будущие малые производственные компании А.Киселёв
разделил на четыре вида – субконтракторов, аутсорсеров,
инноваторов и «рыночников», заполняющих ограниченные
рыночные ниши и выполняющих узкие «подсобные» функции.
Каждая из этих групп будет выполнять свою, строго определенную
фунцию в сфере промышленного производства, тем самым развивая этот
сектор в целом. Управляющий партнер компании «Бауман
Инновейшн» Сергей Лозинский заявил, что первым и главным
условием конкурентоспособности промышленных парков является
ценность их для резидентов, которая, в свою очередь, зависит от
отраслевой специфики, участия администрации региона, бизнес-модели
управляющей компании и привлекательности региона в целом. Подводя
итоги работы секции, президент Международной ассоциации «Система
межрегиональных маркетинговых центров» Елена Емельянова
отметила, что резолюция представляется ей несколько однобокой. По
ее мнению, в ней следует конкретно прописать, чего бы всем
хотелось от федеральных властей в области создания отраслевых
кластеров. Также необходимо прописать собственную миссию: что
конкретно должны делать организации инфраструктуры поддержки
малого и среднего предпринимательства, а также отраслевые и
региональные объединения предпринимателей, считает она.