Рынок
факторинга для малого бизнеса пока еще не освоен. Одни факторы
привлекают малые предприятия на общих условиях, другие стремятся
поставить сделки с такими клиентами на поток с помощью специальных
программ и скоринга. Пока любые стратегии работают хорошо, так как
потребность в факторинге у малого бизнеса очень велика и, как
прогнозируют эксперты, в ближайшем будущем она продолжит
стремительно расти.
Пока
факторинг еще недостаточно популярен среди индивидуальных
предпринимателей, однако в этом сегменте малого бизнеса заложен
большой потенциал для расширения клиентской базы факторов. По
словам директора департамента факторинговых операций
Промсвязьбанка Виктора Носова, в его банке по итогам прошлого года
в общем количестве работавших клиентов малый бизнес составил 41%.
Это объясняется тем, что потребность в финансировании у малого
предприятия и у крупного и среднего бизнеса сильно отличаются. У
большого предприятия зачастую и так налажены связи с партнерами, а
отсрочку по платежу дебиторам (покупателям продукции) организации
могут предоставить сами, без посторонней помощи. Между тем мелкие
фирмы постоянно испытывают недостаток в средствах и готовы
использовать любые инструменты для получения дополнительного
финансирования.
Тот
же принцип касается банковских кредитов. Крупные компании, которые
сотрудничают с банками давно и проводят по счетам большие суммы,
легко могут рассчитывать на выгодную ссуду. Малый бизнес банки
кредитуют неохотно и по достаточно высоким ставкам. «В
основном представители малого бизнеса самостоятельно обращаются в
Промсвязьбанк с заявками на факторинговое обслуживание», –
рассказывает Виктор Носов. И это естественно, так как большинство
малых предприятий активно развивается, а факторинг – это
именно тот инструмент, который направлен на расширение продаж и
ускорение оборотов компании, а следовательно, и на рост бизнеса
клиента.
Факторы
сотрудничают с малыми предприятиями по-разному. В одном банке
представителей малого бизнеса обслуживают так же, как всех
остальных клиентов. «Каких-то специфических требований к
представителям малого бизнеса Промсвязьбанк не предъявляет, –
поясняет Виктор Носов. – К таким клиентам применяются
обычные условия и процедуры рассмотрения заявок, запрашивается
стандартный пакет документов и заключается типовой договор».
Требования
Промсвязьбанка к будущим факторинговым клиентам типичны для
современного рынка. Чтобы встать на обслуживание, компания должна
быть зарегистрирована и работать на рынке не менее одного года,
получать прибыль от деятельности, иметь перспективы долгосрочных
договорных отношений со своими покупателями, соблюдать
систематичность поставок и в договорах по ним предусмотреть
отсрочку платежа дебитора (покупателя). При этом максимальный
период отсрочки по уступленному Промсвязьбанку денежному
требованию составляет 120 календарных дней, а минимальный размер
дебиторской задолженности, передаваемой поставщиком на факторинг,
должен быть не менее $100 000.
Процедура
принятия решения о возможности предоставления финансирования под
уступку денежного требования тоже достаточно стандартная.
Промсвязьбанк запрашивает у клиента пакет необходимых документов.
Рассмотрение заявки происходит в течение двух недель. Решение о
возможности или невозможности предоставления услуг факторинга всех
видов выносится на основании анализа финансовых, учредительных и
прочих документов с учетом ситуации на рынке в целом и в тех
сегментах, в которых осуществляют свою деятельность клиент и его
дебиторы.
В
случае положительного решения заключается типовой договор
факторингового обслуживания поставок. Далее работа продолжается по
классической схеме – клиент предоставляет в банк отгрузочные
документы, подтверждающие поставку товаров, получает
финансирование в размере до 90% от уступленного требования, а
после платежа дебитора и удержания из него банком комиссий и
финансирования получает остаток денежных средств.
Описанные
условия сделок и процедуры типичны для всего рынка факторинга, и
на них работают предприятия любого масштаба. Однако есть факторы,
которые стремятся создать особые продукты для малого бизнеса. Ведь
конкуренция в этом секторе постепенно нарастает, и факторинговые
фирмы спешат отвоевать своего клиента. Из специальных продуктов
можно выделить программы экспресс-факторинга. Они чем-то похожи на
аналогичные решения в кредитовании и лизинге. От клиента требуют
минимальный пакет документов, решение о предоставлении услуг
принимается быстро, а условия по будущему контракту жестко
регламентированы и соответствуют типовым потребностям компании.
Таким образом, происходит отказ от индивидуального подхода, зато
прием клиентов на обслуживание ставится на поток, и при этом
активно используется технология скоринга.
По
такому пути сотрудничества с малыми предприятиями уже пошли
некоторые фирмы. Например, «Национальная факторинговая
компания» (НФК) около месяца назад запустила совместный с
объединенной факторинговой компанией «Уралсиб-Факторинг»
продукт «Экспресс-факторинг» для обслуживания клиентов
– представителей малого бизнеса. По словам заместителя
председателя правления НФК Антона Мусатова, для введения такого
продукта у фирм было сразу несколько причин. Во-первых, создан
«нишевый» продукт для малого бизнеса, а другими
операторами рынка факторинга этот сегмент еще не освоен.
Во-вторых, восьмилетний опыт работы НФК показал, что с помощью
«Коммерческого факторинга» (стандартное предложение
НФК) многие клиенты из локальных компаний постепенно перешли в
разряд средних, а затем – крупных игроков в своей отрасли. А
это очень выгодно для фактора, так как, «вырастив»
клиента, он увеличивает объем собственного бизнеса с уже
проверенным партнером.
Условия
программы для малого бизнеса НФК жестко регламентированы, в том
числе и для минимизации рисков. Размер предоставляемого
финансирования составляет до 70% от суммы поставки, максимальная
сумма финансирования на одного клиента – не более 2 млн
руб., а максимальный лимит на дебитора – от 150 000 до 450
000 руб. Также «Экспресс-факторинг» подразумевает
более жесткое уведомление дебитора. Это значит, что покупатель по
договору несет ответственность по стандартным при факторинге
рискам прямых платежей, возвратов и взаимозачетов. Однако, в
отличие от «Коммерческого факторинга», у продукта
«Экспресс-факторинг» нет каких-либо жестких
ограничений по количеству дебиторов клиента и диверсификации
дебиторской задолженности. Покупатель может быть даже один и
пользоваться 100% уступаемой задолженности клиента. Это
дополнительный «бонус» именно для малых
предпринимателей, у которых может быть всего один партнер,
приобретающий их продукцию.
Есть
и такие фирмы, которые сотрудничают с клиентами, объединив
классическую схему выбора клиента со скорингом. «Для
качественной работы принципиально наличие у фактора скоринговой
модели оценки рисков, – уверяет директор по развитию
факторинговой компании «Еврокоммерц» Илья Волков. –
В нашей компании независимо от величины бизнеса клиента вся
технология предоставления факторингового финансирования выглядит
следующим образом: клиент сам принимает решение о том, сколько
денег, в какой срок и по какой цене он хочет от нас получить, а
нам на основании существующей системы остается лишь проверить
достоверность сведений, предоставленных клиентом». Это и
значит использовать скоринг.
Пока
все факторинговые компании вне зависимости от выбранной схемы
работы успешно осваивают рынок. Однако рано или поздно его ресурсы
начнут истощаться. Вполне возможно, что в случае с факторингом
сработает тот же принцип, следуя которому сейчас развивается
лизинговый рынок. Там лизингодатели сначала делили крупных
клиентов. Когда конкуренция в этом сегменте стала ужесточаться,
игроки рынка финансовой аренды стали активно осваивать средние и
малые предприятия, в том числе и в регионах. То же самое сейчас
происходит с факторингом. «Оценивая итоги прошлого года,
можно сделать вывод, что число компаний малого бизнеса,
пользующихся механизмом факторинга, с учетом продвижения факторов
в регионы будет только расти», – подтверждает Виктор
Носов из Промсвязьбанка.
Еще
одним импульсом к расширению рынка факторинга для малого бизнеса,
по словам Виктора Носова, могут стать государственные программы
поддержки и развития малого бизнеса, за счет которых число мелких
фирм в ближайшее время станет увеличиваться. При этом до сих пор
есть целый ряд причин, по которым малые предприятия испытывают
трудности с получением кредитов. Одна из главных –
отсутствие или недостаточность залогового обеспечения, затем –
сложное и длительное оформление документов для заключения сделки
и, наконец, недостаточность предоставляемого кредита. Все это
приведет к тому, что востребованность факторинга компаниями малого
бизнеса будет расти как на дрожжах. С этим предположением
соглашается Антон Мусатов (НФК): «Факторинг для малого
бизнеса – это лакомый кусок, по объемам сопоставимый с
рынком потребительского кредитования».