Рубрика

Сегодня в Москве начала работу VIII Всероссийская конференция представителей малого предпринимательства, посвященная перспективам вступления России в ВТО. Открывая секцию «Приоритеты и направления совершенствования законодательного обеспечения малого и среднего предпринимательства на современном этапе», ее ведущий, директор департамента по законодательству Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Васильев рассказал о приведении законодательства РФ в соответствии с нормами ВТО. Эта работа проводилась в течение 7 лет при участии ТПП и бизнес-сообщества, и на сегодняшний день она выполнена на 90%, сообщил он.

С.Васильев отметил, что вступление в ВТО подхлестнет конкуренцию как на российском, так и на мировом рынке, однако при этом у зарубежного малого и среднего бизнеса изначально более выгодные условия работы. Так, например, в Китае налоговые каникулы для МП предоставляются на 3-5 лет, кроме того, МП освобождаются от платы за использование государственного и муниципального имущества. В Турции налог с оборота составляет 5-6%, а в России - 15%. Поэтому С.Васильев считает, что надо прежде всего поставить российский малый бизнес в равные условия с зарубежными конкурентами.

Директор департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров в ответ заметил, что подготовленный закон о развитии малого и среднего бизнеса не сможет подменить собой другие законы, например, закон о бухучете, закон о приватизации, а также Налоговый кодекс Российской Федерации. Поправки и добавления в данный законопроект могут в дальнейшем внести депутаты Госдумы с помощью МЭРТ. Основная новация закона, подчеркнул А.Шаров, состоит в определении самого сектора малого и среднего предпринимательства, которое впервые появилось в законе о Внешэкономбанке, но в данном законе будет прописано полностью. В соответствии с европейскими нормами, малый и средний бизнес будет делиться на 3 типа, а именно: микрокомпании с численностью до 15 человек персонала, малый бизнес – до 100 человек и средний – до 250. Вторым критерием для определения малого бизнеса будет служить оборот, что отражает существенное увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВРП и ВВП.

Еще одной новацией закона является разграничение функций центра, муниципалитетов и субъектов РФ при поддержке малого и среднего предпринимательства. Российская федерация напрямую не будет финансировать ни одно малое предприятие, подчеркнул А.Шаров, эта функция полностью передается на уровень субъектов РФ. Именно он, субъект, будет осуществлять и федеральные, и региональные программы поддержки МСБ в силу того, что невозможно учесть все запросы и специфику малого предпринимательства, глядя из Москвы.

«Не надо кивать на Москву. Если проект востребован, мы его всегда поддержим, причем поддержим не только малый бизнес, но и инфрастуктуру его поддержки, а конкретно фонды, будь они хоть гарантийные, хоть лизинговые», - сказал А.Шаров.

По его словам, принципиально важным является обеспечение недискриминационного гарантированного доступа к поддержке малого предпринимательства. За соблюдением справедливости доступа к программам поддержки будет следить ФАС России. В инфраструктуру поддержки, кроме уже существующих ГУПов и МУПов, сможет входить любая частная компания, выигравшая конкурс на поддержку малого предприятия, будь то вуз или частная консалтинговая компания, не имеет значения, заявил А.Шаров. В этом случае малые предприятия будут поддерживать друг друга, и это хорошо, считает он.

А.Шаров также сообщил, что в законе перечислены примерные виды поддержки МСБ, и положительным является тот факт, что малое предприятие сможет само выбирать, каким видом поддержки ему воспользоваться.

Кроме того, готовятся поправки в ФЗ 184, где будет введена норма о возможности создания муниципалитетами и субъектами федерации объектов нежилого фонда, которые будут предоставляться в аренду малым и средним предприятиям.

По словам А.Шарова, закон вступит в силу с 1 января 2008 года, в ходе обсуждения в Госдуме он постепенно может быть улучшен.

По мнению выступившего следом депутата Госдумы, президента Московской ТПП Леонида Говорова, результаты содействия развитию малого и среднего предпринимательства весьма далеки от обещаний, и состояние нормативно-правовой базы лишь отражает ситуацию в целом. Существуют большие пробелы в регулировании. Как бы ни была важна сертификация по международным правилам, конкурентоспособность отечественных малых предприятий оставляет желать лучшего.

По его словам, несмотря на то, что МЭРТ заняло очень конструктивную позицию по закону о развитии МСБ, изменения произошли не в лучшую сторону. «Закон вышел достаточно пустой, не такой, как мы хотели», - отметил он. Л.Говоров напомнил, что планируются также поправки об НДС, о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН). Недавно первое чтение прошел закон о формировании благоприятных условий для инвестиционной деятельности, планируется введение льгот по уплате налога на прибыль. Должен быть разрешен вопрос об использовании контрольно-кассовых машин. Непонятной является ситуация, когда государственные органы сбрасывают с себя материальные обязательства по поддержке малых и средний предприятий, оставляя при этом за собой функции контроля. Планируются изменения в статью 8 закона о госрегистрации. В ней должна быть предусмотрена возможность регистрации по юридическим адресам организаций инфраструктуры поддержки МСБ.

Л.Говоров также отметил, что законы лежат в Госдуме по целому году - в частности, закон о микрофинансировании, о кредитной кооперации, о развитии инновационной деятельности и о венчурном инвестировании. Кроме того, у малых предприятий имеются большие затруднения при работе с налоговыми органами.

Павел Федирко, зампредседателя Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации ФС РФ, отметил со своей стороны, что в список рекомендаций по результатам работы секции нужно непременно внести конкретные рекомендации регионам о том, какие меры следует им принять для придания нового импульса развитию МБ.

Председатель комитета ОПОРЫ РОССИИ по административным барьерам и антикоррупционной деятельности Дина Крылова полагает, что конкурентоспособность российских малых предприятий остается под вопросом. «Мы не можем производить товары и услуги дорого и качественно, как на Западе, или дешево и инновационно, как в Азии», - заметила она и напомнила, что, по результатам опроса, проведенного ОПОРОЙ в регионах, 70% предпринимателей оценили условия ведения бизнеса в своем регионе как неблагоприятные.

Конкуренция в России во многом является вопросом использования административного ресурса, отметила Д.Крылова, и при вступлении в ВТО двух конкуренций (мировой и коррупционной) отечественный малый бизнес не выдержит.

Д.Крылова также напомнила, что немалый урон российскому малому и среднему бизнесу нанес запрет на реализацию алкогольной продукции, в результате чего отдаленные населенные пункты остались вовсе без продуктов. Степень готовности к вступлению в силу 1 июля 2007 года закона о туризме очень низкая, что отмечают туроператоры. Закон о рекламе в части наружной рекламы представляет угрозу для всего сектора - судя по всему, рынок будет монополизирован сразу, а малые предприятия вытеснены с него, как только туда придут большие деньги. Является совершенно необходимой мерой антикоррупционная экспертиза всех законодательных актов, связанных с экономикой, сделала вывод Д.Крылова.

Кроме того, отметила она, для МСБ на сегодняшний день является неподъемной цена за присоединение к технологическим сетям. Для Москвы эта цифра составляет сумму в 53 тыс. руб., включая НДС. Малый бизнес нуждается в преференциях и гармонизации стандартов на товары и услуги, считает Д.Крылова. Она также выразила надежду на эффективную реализацию административной реформы.

Председатель комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Санкт-Петербургской ТПП Алексей Третьяков сообщил, что Северная столица за последнее время стала европейским лидером проникновения сетей в розничную торговлю: 80% розничного товарооборота города захвачено сетями. Формально число малых предприятий в Петербурге выросло, но это лишь результат вынужденной перерегистрации компаний, работающих в разных секторах. На самом же деле в отрасли наблюдается системный распад. По данным Института социологии РАН, в 2006 году доля предпринимателей в среднем классе уменьшилась с 13% до 6%, зато до 60% выросла доля чиновников.

Законодательство РФ должно по образцу законодательства стран, входящих в ВТО, защищать местного производителя, а именно: установить равенство торговых форматов и ограничить проникновение сетей, что и предлагает МЭРТ. С этим согласны подавляющее число предпринимателей Санкт-Петербурга, подчеркнул А.Третьяков.

Президент Всероссийской ассоциации металлостроителей (ВАМ) Юрий Елисеев заявил, что закон о техническом регулировании в настоящее время не работает. Когда отменят лицензирование и заменят его страхованием, «ни один страховщик не будет страховать неизвестно что, и в результате строители останутся без работы», подчеркнул он. Чтобы избежать этого, технические регламенты должны быть приняты на уровне государства и стать обязательными для исполнения. Общественные организации не могут устанавливать требования к продукции, необходимо создание специального государственного органа, решения которого должны быть обязательны для всей отрасли, считает он.