Сегодня в Москве начала работу VIII
Всероссийская конференция представителей малого
предпринимательства, посвященная перспективам вступления России в
ВТО. Открывая секцию «Приоритеты и направления
совершенствования законодательного обеспечения малого и среднего
предпринимательства на современном этапе», ее ведущий,
директор департамента по законодательству Торгово-промышленной
палаты РФ Сергей Васильев рассказал о приведении законодательства
РФ в соответствии с нормами ВТО. Эта работа проводилась в течение
7 лет при участии ТПП и бизнес-сообщества, и на сегодняшний день
она выполнена на 90%, сообщил он.
С.Васильев отметил, что
вступление в ВТО подхлестнет конкуренцию как на российском, так и
на мировом рынке, однако при этом у зарубежного малого и среднего
бизнеса изначально более выгодные условия работы. Так, например, в
Китае налоговые каникулы для МП предоставляются на 3-5 лет, кроме
того, МП освобождаются от платы за использование государственного
и муниципального имущества. В Турции налог с оборота составляет
5-6%, а в России - 15%. Поэтому С.Васильев считает, что надо
прежде всего поставить российский малый бизнес в равные условия с
зарубежными конкурентами.
Директор департамента
госрегулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров в
ответ заметил, что подготовленный закон о развитии малого и
среднего бизнеса не сможет подменить собой другие законы,
например, закон о бухучете, закон о приватизации, а также
Налоговый кодекс Российской Федерации. Поправки и добавления в
данный законопроект могут в дальнейшем внести депутаты Госдумы с
помощью МЭРТ. Основная новация закона, подчеркнул А.Шаров, состоит
в определении самого сектора малого и среднего
предпринимательства, которое впервые появилось в законе о
Внешэкономбанке, но в данном законе будет прописано полностью. В
соответствии с европейскими нормами, малый и средний бизнес будет
делиться на 3 типа, а именно: микрокомпании с численностью до 15
человек персонала, малый бизнес – до 100 человек и средний –
до 250. Вторым критерием для определения малого бизнеса будет
служить оборот, что отражает существенное увеличение доли малого и
среднего предпринимательства в ВРП и ВВП.
Еще одной
новацией закона является разграничение функций центра,
муниципалитетов и субъектов РФ при поддержке малого и среднего
предпринимательства. Российская федерация напрямую не будет
финансировать ни одно малое предприятие, подчеркнул А.Шаров, эта
функция полностью передается на уровень субъектов РФ. Именно он,
субъект, будет осуществлять и федеральные, и региональные
программы поддержки МСБ в силу того, что невозможно учесть все
запросы и специфику малого предпринимательства, глядя из Москвы.
«Не надо кивать на Москву. Если проект востребован,
мы его всегда поддержим, причем поддержим не только малый бизнес,
но и инфрастуктуру его поддержки, а конкретно фонды, будь они хоть
гарантийные, хоть лизинговые», - сказал А.Шаров.
По
его словам, принципиально важным является обеспечение
недискриминационного гарантированного доступа к поддержке малого
предпринимательства. За соблюдением справедливости доступа к
программам поддержки будет следить ФАС России. В инфраструктуру
поддержки, кроме уже существующих ГУПов и МУПов, сможет входить
любая частная компания, выигравшая конкурс на поддержку малого
предприятия, будь то вуз или частная консалтинговая компания, не
имеет значения, заявил А.Шаров. В этом случае малые предприятия
будут поддерживать друг друга, и это хорошо, считает он.
А.Шаров
также сообщил, что в законе перечислены примерные виды поддержки
МСБ, и положительным является тот факт, что малое предприятие
сможет само выбирать, каким видом поддержки ему воспользоваться.
Кроме того, готовятся поправки в ФЗ 184, где будет введена
норма о возможности создания муниципалитетами и субъектами
федерации объектов нежилого фонда, которые будут предоставляться в
аренду малым и средним предприятиям.
По словам А.Шарова,
закон вступит в силу с 1 января 2008 года, в ходе обсуждения в
Госдуме он постепенно может быть улучшен.
По мнению
выступившего следом депутата Госдумы, президента Московской ТПП
Леонида Говорова, результаты содействия развитию малого и среднего
предпринимательства весьма далеки от обещаний, и состояние
нормативно-правовой базы лишь отражает ситуацию в целом.
Существуют большие пробелы в регулировании. Как бы ни была важна
сертификация по международным правилам, конкурентоспособность
отечественных малых предприятий оставляет желать лучшего.
По
его словам, несмотря на то, что МЭРТ заняло очень конструктивную
позицию по закону о развитии МСБ, изменения произошли не в лучшую
сторону. «Закон вышел достаточно пустой, не такой, как мы
хотели», - отметил он. Л.Говоров напомнил, что планируются
также поправки об НДС, о переходе на упрощенную систему
налогообложения (УСН). Недавно первое чтение прошел закон о
формировании благоприятных условий для инвестиционной
деятельности, планируется введение льгот по уплате налога на
прибыль. Должен быть разрешен вопрос об использовании
контрольно-кассовых машин. Непонятной является ситуация, когда
государственные органы сбрасывают с себя материальные
обязательства по поддержке малых и средний предприятий, оставляя
при этом за собой функции контроля. Планируются изменения в статью
8 закона о госрегистрации. В ней должна быть предусмотрена
возможность регистрации по юридическим адресам организаций
инфраструктуры поддержки МСБ.
Л.Говоров также отметил, что
законы лежат в Госдуме по целому году - в частности, закон о
микрофинансировании, о кредитной кооперации, о развитии
инновационной деятельности и о венчурном инвестировании. Кроме
того, у малых предприятий имеются большие затруднения при работе с
налоговыми органами.
Павел Федирко, зампредседателя Совета
по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе
Совета Федерации ФС РФ, отметил со своей стороны, что в список
рекомендаций по результатам работы секции нужно непременно внести
конкретные рекомендации регионам о том, какие меры следует им
принять для придания нового импульса развитию МБ.
Председатель
комитета ОПОРЫ РОССИИ по административным барьерам и
антикоррупционной деятельности Дина Крылова полагает, что
конкурентоспособность российских малых предприятий остается под
вопросом. «Мы не можем производить товары и услуги дорого и
качественно, как на Западе, или дешево и инновационно, как в
Азии», - заметила она и напомнила, что, по результатам
опроса, проведенного ОПОРОЙ в регионах, 70% предпринимателей
оценили условия ведения бизнеса в своем регионе как
неблагоприятные.
Конкуренция в России во многом является
вопросом использования административного ресурса, отметила
Д.Крылова, и при вступлении в ВТО двух конкуренций (мировой и
коррупционной) отечественный малый бизнес не выдержит.
Д.Крылова
также напомнила, что немалый урон российскому малому и среднему
бизнесу нанес запрет на реализацию алкогольной продукции, в
результате чего отдаленные населенные пункты остались вовсе без
продуктов. Степень готовности к вступлению в силу 1 июля 2007 года
закона о туризме очень низкая, что отмечают туроператоры. Закон о
рекламе в части наружной рекламы представляет угрозу для всего
сектора - судя по всему, рынок будет монополизирован сразу, а
малые предприятия вытеснены с него, как только туда придут большие
деньги. Является совершенно необходимой мерой антикоррупционная
экспертиза всех законодательных актов, связанных с экономикой,
сделала вывод Д.Крылова.
Кроме того, отметила она, для МСБ
на сегодняшний день является неподъемной цена за присоединение к
технологическим сетям. Для Москвы эта цифра составляет сумму в 53
тыс. руб., включая НДС. Малый бизнес нуждается в преференциях и
гармонизации стандартов на товары и услуги, считает Д.Крылова. Она
также выразила надежду на эффективную реализацию административной
реформы.
Председатель комитета по поддержке и развитию
малого бизнеса Санкт-Петербургской ТПП Алексей Третьяков сообщил,
что Северная столица за последнее время стала европейским лидером
проникновения сетей в розничную торговлю: 80% розничного
товарооборота города захвачено сетями. Формально число малых
предприятий в Петербурге выросло, но это лишь результат
вынужденной перерегистрации компаний, работающих в разных
секторах. На самом же деле в отрасли наблюдается системный распад.
По данным Института социологии РАН, в 2006 году доля
предпринимателей в среднем классе уменьшилась с 13% до 6%, зато до
60% выросла доля чиновников.
Законодательство РФ должно по
образцу законодательства стран, входящих в ВТО, защищать местного
производителя, а именно: установить равенство торговых форматов и
ограничить проникновение сетей, что и предлагает МЭРТ. С этим
согласны подавляющее число предпринимателей Санкт-Петербурга,
подчеркнул А.Третьяков.
Президент Всероссийской ассоциации
металлостроителей (ВАМ) Юрий Елисеев заявил, что закон о
техническом регулировании в настоящее время не работает. Когда
отменят лицензирование и заменят его страхованием, «ни один
страховщик не будет страховать неизвестно что, и в результате
строители останутся без работы», подчеркнул он. Чтобы
избежать этого, технические регламенты должны быть приняты на
уровне государства и стать обязательными для исполнения.
Общественные организации не могут устанавливать требования к
продукции, необходимо создание специального государственного
органа, решения которого должны быть обязательны для всей отрасли,
считает он.