Рубрика

В Германии важным источником создания МСП являются льготные кредиты за счет государственного бюджета и бюджетов земель, беспроцентные ссуды для приобретения имущества. Для стимулирования и создания новых рабочих мест и привлечения высококвалифицированных кадров производятся доплаты к заработной плате за счет государственных средств (в течение первых пяти лет бюджет субсидирует 40 процентов заработной платы квалифицированных работников, шестой год - 25 процентов). Государство участвует в рисковом капитале предприятий, осваивающих новые технологии.
Во Франции поддержка малого бизнеса осуществляется на основе программы, принятой в 1976 г. В эту программу входят: налоговые льготы; доступные условия кредитования; упрощенная система страхования кредитов; снижение отчислений на социальное страхование; помощь местных органов власти (оказание консультационных услуг, помощь в сбыте продукции и т. д.).
Обобщая опыт регулирования государством малого бизнеса, можно сказать следующее. В европейских странах применяется следующее сочетание мер: льготное налогообложение и кредитование, формирование благоприятной правовой среды, финансовое и материальное обеспечение программы поддержки МП.
Формирование благоприятной правовой среды включает: упрощение процедуры регистрации МП, проведение различных курсов обучения, бизнес-школ, бизнес-семинаров, оказание представительских и юридических услуг, консультирование и информационная поддержка малого бизнеса, техническая помощь и предоставление помещений, улучшение доступа МП к государственным поставкам и контрактам. Поддержка малого бизнеса со стороны государства преследует следующие цели:
1. Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение.
2. Решение социальных проблем силами самого населения.
3. Обеспечение структурной перестройки экономики на основе НТП.
По имеющимся данным, сегодня в России структура малого бизнеса выглядит следующим образом: 13 процентов - производство, 13 процентов - строительство, 3 процента - наукоемкие технологии и инновации, 2 процента - здравоохранение, 2 процента - юридические фирмы. Оставшиеся 67 процентов - общепит и розничная торговля.
В развитых странах малым предпринимательством охвачены в среднем две трети активной части населения. В России их число 15 процентов (скорее всего эта цифра завышена). Активная часть населения России, включая пенсионеров, составляет порядка 100 млн человек. То есть, по мировым меркам, в малом и среднем предпринимательстве в России должно быть 65 млн человек (две трети или 65 процентов), а насчитывается всего 15 млн человек (15 процентов). Разница - 50 млн человек.
Предположим, что страна, мобилизуя максимальное количество ресурсов, поднимая все общество, в рамках этого национального проекта добьется, чтобы эти 50 млн человек получили дополнительную возможность работы в малом предпринимательстве. Предположим далее, что в среднем они получили возможность дополнительно заработать в месяц по 200 долларов США. Что получится: 50 000 000 Х 200 = 10 000 000 000 долларов. То есть 10 млрд долларов в месяц, а в год - 120 млрд долларов. Весь накопленный за несколько лет от распродажи природных ресурсов Стабилизационный фонд имеет порядка 100 млрд долларов. Пусть мы и немного приукрасили возможности, но другие страны, та же Япония, не имея природных ресурсов, смогла и далеко превзошла нас в экономическом развитии.
Далее размер отчислений только в Пенсионный фонд - 14 процентов. От 120 млрд долларов это составит сумму порядка 16,8 млрд долларов, или 430 млрд рублей. Общие же отчисления в виде Единого социального налога (ЕСН) в 26 процентов будут еще больше. Какой отсюда вывод? Главное богатство - не природные ресурсы, а люди. И вкладывать надо в них.