Депутат
Государственной думы Сергей Глазьев - известный экономист,
придерживающийся левых политических взглядов. Он сторонник
активного участия государства в экономике, когда-то лоббист
бюджета развития, а теперь - вложений средств cтабфонда в
российскую экономику. По сути, ту же экономическую политику в
своем последнем послании провозгласил президент Владимир Путин. О
том, что еще предстоит сделать правительству в этом направлении,
руководитель Национального института развития рассказал в
интервью.
В:
Сейчас Минфин сделал трехлетний бюджет с огромными инвестиционными
расходами, тратит часть стабфонда, а в послании Федеральному
собранию Владимир Путин пообещал инвестировать еще триллион
рублей. Вы довольны?
О:
Действительно, многие наши предложения сегодня начали
реализовываться. Многие положения нашей программы "Социальная
справедливость и экономический рост" легли в основу
заявленной президентом новой стратегии развития страны. Жаль
только упущенного времени: мы начинали реализовывать эту стратегию
еще с правительством Примакова. Если бы правительство Путина ее
продолжило, у нас была бы сейчас другая страна с вдвое более
высоким уровнем жизни и конкурентоспособной, диверсифицированной
экономикой. Она бы шла по инновационному пути развития.
Потребовалось
семь лет, чтобы научить Грефа понятиям инновационной и
инвестиционной политики. С восьмилетним опозданием создается банк
развития. Спустя шесть лет после того как Греф и Кудрин
ликвидировали бюджет развития, мы возвращаемся к этой идее через
фонд национального благосостояния и федеральные целевые программы.
Еще
полгода назад Кудрин рассуждал о том, что наша экономика не может
переварить сверхприбыль от экспорта нефти, убеждая президента в
необходимости замораживания многих триллионов рублей налоговых
поступлений в стабфонде и в вывозе этих денег за рубеж. Нам
удалось убедить главу государства отказаться от этой безумной
политики превращения России в дойную корову для стран НАТО и не
бояться потратить сверхприбыль от экспорта нефти на нужды нашего
собственного социально-экономического развития.
В
ближайшие три года 90% нефтегазовых доходов бюджета - более чем по
2 трлн рублей в год - пойдут в дело. Теперь возникает вопрос:
насколько эффективно государство распорядится этими деньгами?
Созданный
в позапрошлом году инвестиционный фонд целый год раскачивался,
Греф не знал, куда направить 70 млрд рублей выделенных ему
бюджетных ассигнований. В конце концов он не нашел ничего лучшего,
как пойти в кильватере олигархов, софинансируя их инвестиции в
капиталоемкие объекты инфраструктуры. Под вывеской
государственно-частного партнерства правительство идет в колее
крупного бизнеса, помогая ему эксплуатировать наши природные
богатства.
А
ведь роль государства - не помогать крупному бизнесу, а направлять
развитие экономики по инновационному пути, стимулируя освоение
перспективных, прорывных направлений НТП. Пока об этом лишь
говорят - в частности, об освоении нанотехнологий. В трехлетнем
проекте бюджета указанных президентом 130 млрд рублей нет.
В:
Значит, деньги есть, а программы нет?
О:
Правительство демонстрирует беспомощность в переводе экономики
на инновационный путь. Несмотря на увеличение в будущем году
ассигнований на развитие экономики на 221 млрд рублей, а всех
бюджетных расходов - более чем на триллион рублей, прогнозируемые
темпы экономического роста снижаются с 6,7% прироста ВВП в прошлом
году до 6,1% в будущем.
Правительство
начинает наконец вкладывать немалые деньги в развитие (в будущем
году планируется выделение 392 млрд рублей в формирование
институтов развития и промышленных корпораций, а также 671 млрд
рублей на целевые программы), а в темпах экономического роста
планирует замедление. Получается, что все эти меры по масштабному
наращиванию инвестиций в развитие дадут всего 0,5% ВВП! Это
значит, что в правительстве не знают, как эффективно потратить
деньги.
Я
убежден, что при грамотном управлении выделяемыми деньгами можно
получить не 0,5%, а 5% ВВП. Правительство просто не обладает
должной квалификацией, чтобы выстроить современную систему
управления развитием экономики.
В:
Правительство не только создает институты развития, но и проводит
политику госхолдингизации, то есть заменяет собой частный бизнес.
Нам это надо?
О:
Сейчас правительство предлагает собрать все, что выжило после
чубайсовской приватизации, в крупные промышленные объединения. Это
нужно было делать 15 лет назад. Сегодня большая часть нашего
машиностроения, включая тяжелое машиностроение, приборостроение,
станкостроение, погибла. Власть наконец спохватилась и начала
собирать то, что выжило. Но опять-таки главная проблема
заключается не в том, чтобы собрать заводы одной отрасли в
объединенную корпорацию, а в том, как эта корпорация будет
работать.
В:
Это должно делать именно государство? Бизнес ведь эффективнее - он
собственник, а государство присылает чиновников, для которых это
чужой бизнес.
О:
Все делают люди, которые могут работать по-разному и в частных, и
в государственных корпорациях. Надежды идеологов приватизации на
эффективного частника в условиях отсутствия добросовестной
конкуренции провалились. Об этом можно судить, например, по итогам
приватизации нефтяной промышленности, витрине нашего капитализма,
в которой производительность труда упала в четыре раза.
В:
Для перехода на инновационный путь развития нужна инициатива
бизнеса. Какова ваша позиция в нынешнем споре вокруг налоговых
реформ и судьбы НДС?
О:
Я считаю, что НДС - рудимент политики, разрабатывавшейся в
условиях галопирующей инфляции. НДС был инструментом обеспечения
финансовой стабильности, когда государство не успевало
индексировать акцизы, не было природной ренты из-за низких цен на
нефть и газ, предприятия не показывали прибыль.
Сейчас
все по-другому. Мы получаем огромную природную ренту. Внедренная
мною в 1992 году экспортная пошлина на вывоз сырья дает четверть
доходов бюджета. А вместе с НДПИ природная рента дает почти
половину всех доходов. Мы добились реализации главного требования
нашей предвыборной программы по изъятию природной ренты в бюджет
государства. Так давайте теперь воспользуемся этим для снижения
налогов и освободим экономику от НДС.
Он
раскручивает маховик инфляции, угнетает экономическую активность,
порождает злоупотребления и тормозит экономический рост. По сути
этот налог - своеобразный штраф за создание добавленной стоимости.
При этом его начисление в будущем году ожидается в 16 трлн рублей
(46% ВВП), а вычеты из него составляют 14,8 трлн рублей (42,5%
ВВП) - целая армия бухгалтеров перелопачивает для этого половину
создаваемой в стране стоимости! Имея в прошлом году профицит в 2
трлн рублей, мы могли бы без проблем отказаться от НДС,
поступления которого в федеральный бюджет в будущем году
планируются в сумме 1,2 трлн рублей - более чем в 10 раз меньше,
чем начисляется!
Что
касается налога с продаж, он не генерирует инфляцию по всем
технологическим цепочкам, а является налогом на потребление. Он
гораздо лучше администрируется и работает на местные и
региональные бюджеты.