Уже
более года в Волгограде действует программа развития
предпринимательства на 2006-2008 годы, принятая постановлением
горсовета от 25 января 2006 года. О том, каковы первые результаты ее
реализации, рассказал председатель комитета по предпринимательству
администрации Волгограда Александр Фролов.
В.:
В программе записано: «Необходимо обеспечить рост количества
действующих субъектов предпринимательства – юридических лиц –
до 0,5 тысячи и индивидуальных предпринимателей – до 3 тысяч
ежегодно». Чего удалось достигнуть в этом направлении в 2006
году?
О.: Индивидуальных предпринимателей,
прошедших государственную регистрацию в налоговых органах, на 1
января 2006 числилось в Волгограде 21720. А на 1 января 2007 года, по
данным территориального органа федеральной службы государственной
статистики, их насчитывалось 24036. То есть стало больше на 2316
человек, или на 10,6%. Особенно заметен рост числа предпринимателей в
отдельных районах: в Кировском – 11,5%, Краснооктябрьском –
11,2%, Советском – 10%. Тогда как в других он оказался ниже
среднегородского: 8% – в Центральном, 8,6% – в
Красноармейском и 8,4% – в Дзержинском. Что касается
юридических лиц в сфере малого и среднего бизнеса, то число их также
растет, однако соответствующая статистика за 2006 год имеется только
по области в целом.
В.: А что можно сказать о
переменах в численности индивидуальных предпринимателей, занятых в
отдельных отраслях?
О.: Наибольший рост
числа индивидуальных предпринимателей – 21% – отмечен по
итогам 2006 года в строительстве. Это свидетельствует о настоящем
буме на строительном рынке. Чуть ниже аналогичный показатель в сфере
транспорта и связи: 19%. Число предпринимателей, чей бизнес связан с
предоставлением коммунальных услуг, увеличилось на 14%. Видимо, это
отражает развитие нового направления бизнеса, представленного ТСЖ.
Тогда как численность индивидуальных предпринимателей, занятых в
обрабатывающем производстве, приросла всего на 9%.
Что
касается оптовой и розничной торговли, в которой сегодня занято 63%
всех предпринимателей, то доля их по итогам 2006 года не только не
выросла, но даже несколько уменьшилась. Что связано, на мой взгляд, с
приходом крупных сетевых компаний, которые вытесняют малый
бизнес.
В.: В основе перемен, отраженных этой
статистикой, – наверняка и осуществление тех мер, которые были
предусмотрены программой. Что из намеченного в ней было сделано?
Например, на таком важном направлении, как совершенствование
нормативно-правовой базы?
О.: В 2006 году
Волгоградская городская дума приняла постановление, касающееся малых
форм предпринимательства, охваченных единым налогом на вмененный
доход. Согласно ему, проведено зонирование территории города и
введены дифференцированные ставки налогообложения в зависимости от
месторасположения предприятий, на основе оценки коммерческой
привлекательности различных зон. Для бизнеса, размещенного на
центральных улицах, установлены повышающие коэффициенты, а для
предприятий в отдаленных точках – понижающие. При этом были
учтены и мнения волгоградских предпринимателей, с которыми прошли
районные координационные совещания, и аналогичная практика Ростова на
Дону и Новосибирска. Для каждого района Волгограда установлены свои
налоговые ставки и внутрирайонные зональные коэффициенты: 1 –
для первой зоны, 0,6 – для второй и 0,3 – для третьей.
Тем самым обеспечен щадящий налоговый режим для предприятий,
размещенных не на самых бойких местах.
В.:
Другое недавнее постановление городской думы сначала не на шутку
встревожило предпринимателей.
О.:
Действительно, с 1 января 2006 года была повышена вдвое арендная
плата за объекты муниципальной недвижимости, выросли и платежи и за
землю, особенно для киосков, находящихся за «красной линией»
застройки. Совместными усилиями, с участием общественных объединений
предпринимателей, профильного комитета городской думы и нашего
комитета ситуацию удалось выправить. В дальнейшем было принято
решение о том, чтобы в 2007 году не повышать арендную плату за
муниципальные нежилые помещения и за землю. Это позитивно отразилось
на деятельности многих предпринимателей и на взаимоотношениях между
бизнесом и властью.
В.: Программой
предусмотрено также «устранение административных барьеров,
препятствующих эффективному развитию и функционированию
предпринимательства».
О.: В 2006
гордума приняла постановление, изменившее порядок размещения киосков,
которых в городе насчитывается 1870. Если раньше схема дислокации их
разрабатывалась и утверждалась в администрациях районов по
согласованию с комитетами по градостроительству и архитектуре,
земельных ресурсов, департаментом потребительского рынка и другими
подразделениями горадминистрации, то теперь утверждение взяла на себя
городская дума. Негативные последствия этого нововведения не
заставили себя ждать.
К середине лета 2006 года,
когда схема дислокации прошла тернистый путь согласований в
администрациях районов и структурных подразделениях мэрии и затем
утверждения городской думой, выяснилось, что не были зарегистрированы
договоры аренды земли под киосками. Соответственно не было и
поступлений арендных платежей в бюджет. В связи с этим ряд депутатов
выступил с предложением о том, чтобы изменить действующий порядок. По
их мнению, следует передать размещение киосков в совместную
компетенцию районных администраций и тех депутатов, на территориях
избирательных округов находятся данные объекты мелкорозничной
торговой сети, с утверждением на координационном совете по
предпринимательству при администрации города и затем постановлением
главы Волгограда. Мы считаем этот вопрос одним из основных в
настоящее время и усиленно над ним работаем.
В.:
В программе ставятся задачи расширения доступа предпринимательства к
финансовым ресурсам путем финансово-имущественной и
административно-правовой поддержки и внедрения альтернативных
финансовых технологий». Что это означает?
О.:
Для того чтобы предприниматели-арендаторы муниципальных нежилых
помещений могли поскорее выкупить их на аукционах, мы разработали
программу облегчения их доступа к финансовым ресурсам. Были проведены
совещания с организациями, проявившими интерес к содействию
предпринимателям, желающим стать собственниками арендуемых
помещений.
Наша программа предусматривает
использование для выкупа помещений лизинговых компаний. Последние
могут приобретать их на аукционах и затем передавать по договорам
лизинга предпринимателям. Правда, есть в этой схеме и минус:
лизинговые компании рассчитывают стоимость передаваемых помещений с
НДС, а далеко не все предприниматели работают с этим налогом и потому
не вправе в налоговых декларациях предъявлять соответствующие суммы к
зачету. Таким образом, за помещение стоимостью 1 миллион рублей
предприниматель должен платить лизинговой компании 1 миллион 200
тысяч. Но для предпринимателей, использующих НДС, эта программа уже
«работает».
В.: На всю трехлетнюю
программу развития предпринимательства предусмотрено 13,5 миллионов
рублей, в том числе на 2006 год – 4,5 миллиона. А на какую
сумму она реально была профинансирована в прошлом году?
В.:
В объеме 500 тысяч рублей. Это определялось позицией ряда депутатов и
департамента финансов: раз у нас бюджет с дефицитом, не может быть
речи о полном финансировании программы. Приблизительно такая же
ситуация и в этом году. Но и то, что есть, – это большой плюс
по сравнению с тем, что было прежде. В основном эти средства
направляются на продвижение субъектов предпринимательства на
межрегиональные рынки путем содействия участию их в выставках и
ярмарках, на проведение профессиональных конкурсов и празднование Дня
предпринимателя, который в прошлом году отмечался в Волгограде
впервые, к которому предприниматели обрели даже свой гимн и свою
символику.
В.: Какие перемены за последнее
время в сфере предпринимательства вы считаете наиболее
важными?
О.: Самым важным считаю то, что
теперь администрация Волгограда слышит предпринимателей, знает
проблемы, стоящие перед ними, – через конфликтные комиссии,
которые сегодня есть в каждом районе, через координационный совет по
предпринимательству при мэрии, а также через наш комитет.