В столице планируется создать новые элементы инновационной
инфраструктуры: Московский инновационный центр, Московский центр
интеллектуальной собственности, Международный лазерный центр, а
также экспертно-аналитическую систему “Технологические
проекты Москвы”, направленные на содействие развитию
инновационной деятельности в городе.
Такие предложения внес первый заместитель генерального директора
ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" (МКНТ)
Георгий Юзбашьянц в ходе заседания межведомственной комиссии по
интеллектуальной собственности при столичном правительстве,
которое состоялось в среду, 25 апреля.
В ходе доклада Г. Юзбашьянц высказал мнение, что мощный
научно-технический потенциал мегаполиса “очень мало
задействован на инновационное развитие городской экономики”.
По его словам, московская товарная продукция, которую можно
условно отнести к инновационной, составляет по отношению к общему
объему продукции не более 5%. В прошлом году на долю Москвы
приходилась почти четверть всех поданных в России заявок на
изобретения и полезные модели, а также около 22% всех выданных в
стране патентов на изобретения и 24% свидетельств на полезные
модели. "Но при этом в области новых запатентованных
разработок мы уже откатились на 10 место, пропустив вперед не
только США, Японию и Германию, но и Канаду, Австралию, Китай и
Индию. В Москве число проданных лицензий уже 2 года составляет
ноль. Не продано ни одного промышленного образца, ни одного
товарного знака. Число проданных инжиниринговых решений за 5 лет
сократилось со 176 до 100", - отметил он.
“Изучение мирового опыта позволяет сделать бесспорный вывод
о том, что эффективная инновационная деятельность невозможна, если
государство не оказывает ей поддержки, в первую очередь,
финансовой, на первых стадиях (постановка и выполнение НИОКР,
формирование объекта интеллектуальной собственности и доведение
его до опытного освоения)”, - сказал Г.Юзбашьянц.
Он перечислил ряд проблем, требующих решения для активизации в
Москве процесса вовлечения в хозяйственный оборот и
коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. В
частности, ни на федеральном, ни на городском уровнях не завершено
формирование законодательного и нормативного обеспечения
механизмов установления прав на результаты научно-технической
деятельности, отсутствует нормативное обеспечение системы выбора
объектов для инновационных проектов, осуществляемых с привлечением
бюджетных средств. Отсутствует единая общегородская инфраструктура
инновационной деятельности.
Как констатировал докладчик, на практике это приводит к отсутствию
связей между промышленными предприятиями, малыми инновационными
предприятиями и исполнителями НИОКР. Вследствие этого замкнутая
цепочка “разработка - формирование пакета прав на результаты
научно-технической деятельности – доведение объекта
интеллектуальной собственности до промышленного освоения –
организация серийного выпуска и реализация новой продукции”
в городе отсутствует. По его мнению, для перевода экономики города
на инновационный путь развития необходимо в ближайшие годы создать
в столице мощную и всеобъемлющую городскую инновационную систему,
которая обеспечит конкурентоспособность экономики на основе
постоянного комплексного развития инновационной деятельности.
Для решения этой задачи Департаментом науки и промышленной
политики разработан проект городской целевой среднесрочной
Комплексной программы инноваций на 2007-2009 годы. В ней найдут
отражение все формы поддержки, которую московские власти будут
оказывать научно-технической и инновационной деятельности в
городе.
“Если мы не научимся инновационному бизнесу,
удовлетворяющему реальный внутренний спрос, на мировом
инновационном рынке российским компаниям делать нечего – их
интеллектуальные усилия по-прежнему будут работать на чужую
экономику”, - резюмировал Г.Юзбашьянц.
Председатель комиссии Валерий Виноградов согласился с тезисами,
изложенными в докладе. Он предложил принять предложение
“Московского комитета по науке и технологиям” и
направить силы на их реализацию.