Инвесторы
стараются купить идею «три в одном»: вместе с
управляющим и планом по маркетингу. Есть места, где такие идеи
собирают, - это ИК и бизнес-ангелы. Когда создается проект, нужна
команда управленцев. Заниматься ее созданием - еще одна проблема.
Проект, который может быть интересен инвестору, не обязательно
какое-то ноу-хау или идея с нуля. «Бывает, что компания
развивается и есть какое-то интересное направление, под которое
сложно найти кредит. Мы отбираем людей, которые вкладывают в новые
направления», - говорит Татьяна Марачук, заместитель
руководителя направления «Прямые инвестиции»
Лондонской финансовой группы (ЛФГ).
Лондонская
финансовая группа реализует новый проект, впервые взяв на себя
функции инвестора. «К нам в компанию пришел инициатор
проекта и рассказал об идее, которую хотел воплотить в жизнь. Суть
идеи - консультации школьников старших классов по выбору профессии
и тестирование на предмет профессиональной ориентации. «Идея
показалась интересной и относительно малобюджетной», -
говорит Татьяна Марачук. В реализацию проекта было вложено $30
тыс. Деньги ушли на маркетинговые исследования, составление
бизнес-плана, разработку программы и т.д. ЛФГ рассчитывает окупить
вложенные средства через 1 год. В компании объясняют, что данная
ниша в городе почти пуста. Существуют центры профориентации, но
туда подросткам и родителям нужно ехать, тратить на это время.
Сейчас по проекту есть договоры с 17 школами города. Инициатор
идеи стал компаньоном проекта, он руководит менеджерами и получает
25% прибыли от проекта.
Сейчас
в базе Лондонской финансовой группы 30 коммерческих проектов и
около 150 инвесторов, треть из которых активно сотрудничают с
компанией и рассматривают вновь поступающие проекты. Размер
инвестиций в проекты колеблется от $70 тыс. (сфера услуг) до $30
млн (проект по строительству аквапарка в Великом Новгороде). В ЛФГ
объясняют, что сейчас в приоритете у инвесторов проекты, связанные
с производством. А также идеи по переработке отходов, производству
новых строительных материалов и коттеджному строительству. Еще год
назад были популярны проекты, сумма инвестиций в которые
составляла $100-200 тыс. Сейчас же инвесторов интересуют проекты
более крупные, с бюджетом в $1-1,5 млн.
«Критерий
хорошей идеи - в ней должен быть потенциал роста. Для инвестора
должно быть понятно, что вложенные им средства через 2, 3 года или
5 лет окупятся и вырастут в разы», - говорит Дмитрий
Княгинин, управляющий партнер национальной сети бизнес-ангелов
«Частный капитал», расположенной в Москве. Компания
существует с 2003 г. Сейчас в базе компании 130 проектов из разных
сфер бизнеса.
Две
трети бизнес-ангелов - это московские компании и частные лица,
есть несколько петербургских частных лиц. Национальная сеть
реализует несколько проектов в год. По словам Дмитрия Княгинина,
интересны такие проекты, которые инвестор по истечении срока
участия в них может потом продать следующему инвестору. Татьяна
Марачук, заместитель руководителя направления «Прямые
инвестиции» Лондонской финансовой группы, замечает рост
интереса у инвесторов к проектам, связанным с производством.
Бизнес-ангелы
- это компании или состоятельные люди, которые инвестируют
средства в частные компании на начальных стадиях развития. Цель
бизнес-ангела - реинвестируя всю полученную компанией прибыль,
максимально увеличить стоимость компании. И по истечении
оговоренного срока продать свою долю в компании, значительно
увеличив свои первоначальные вложения.