Рубрика

Тема борьбы с коррупцией станет одной из ключевых в ходе последнего года работы Владимира Путина в качестве президента. Как ожидается, глава государства посвятит этому один из блоков предстоящего Послания к Федеральному собранию. Кроме того, уже в ходе осенней сессии Госдума примет закон "О противодействии коррупции". Межведомственная рабочая группа (МРГ) под руководством помощника президента Виктора Иванова должна подготовить проект этого документа уже к своему майскому заседанию. Между тем один из ключевых вопросов – каким должен быть специальный орган по борьбе с коррупцией – пока не решен.
Знакомая схема
Работа МРГ носит закрытый характер. Однако стали известны некоторые подробности. По словам источников в группе, за основу взята схема подготовки антитеррористического законодательства: тогда, напомним, был принят базовый Закон "О противодействии терроризму" наряду с многочисленными поправками в действующее законодательство. На последнем апрельском заседании было принято решение о подготовке рамочного закона "О противодействии коррупции". Его проект будет рассмотрен уже на майском заседании МРГ. Сейчас ее члены готовят свои предложения, но "основные вещи будут закладываться Государственно-правовым управлением администрации президента", утверждает один из источников в рабочей группе. Документ скорее всего будет внесен в Госдуму президентом.
Детальные схемы противодействия коррупции пропишут путем внесения поправок в уже существующее законодательство – Уголовный кодекс, законы "О милиции", "О статусе военнослужащих", "О госзакупках" и многие другие. Эти поправки, по словам собеседника "НГ" в МРГ, могут быть инициированы "другими субъектами законодательной инициативы", включая депутатов Госдумы. Так или иначе, закон "О противодействии коррупции" и поправки в различные законодательные акты должны быть одобрены нынешним составом Думы в ходе осенней сессии.
По словам собеседников, в законе "О противодействии коррупции" будут содержаться основные принципы и ограничения, которые коснутся не только государственных, но и муниципальных служащих, а также будет содержаться определение самого понятия "коррупция". Оно, возможно, будет шире, чем просто коммерческий подкуп или дача взятки должностному лицу. Речь может идти и в целом о незаконном использовании чиновником своего должностного положения, сопряженном с получением выгоды вопреки законным интересам общества и граждан. Собеседник "НГ" приводит пример с прохождением документов в органах госвласти. "Чиновник может затянуть этот процесс на многие месяцы, – говорит источник в МРГ, – и люди вынуждены платить за то, чтобы ускорить процесс". В документе также будут даны определения "профилактики коррупции" и "антикоррупционной экспертизы".
В законе "О противодействии коррупции" будут также прописаны механизмы обязательного предоставления сведений об имуществе, причем не только самими чиновниками, но и членами их семей. Схему контроля за декларированием имущества "детально проработают", утверждают источники "НГ" в группе. Кроме того, в документе появится и другая норма: механизм ответственности юридических лиц за причастность к коррупции. В числе таких мер источники в МРГ называют штраф, запрет на отдельные виды деятельности, а также ликвидацию.
Личное дело президента
Речь идет не только об имплементации норм Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., утверждает один из собеседников в МРГ. Перед группой стоят "более масштабные задачи", а ее решения будут "конкретными и жесткими, в некоторых случаях даже более жесткими, чем международные стандарты", поясняют источники. В группе утверждают: обсуждаются и предложения об уменьшении круга лиц, на которых распространяется особый характер уголовного судопроизводства, в частности, об исключении из этой категории прокуроров, следователей и адвокатов.
Один из самых сложных вопросов – создание особого органа по борьбе с коррупцией. "Непонятна его компетенция и сфера ответственности, – рассуждает один из источников "НГ" в МРГ. По его словам, ключевой вопрос – будет ли этот орган наделен оперативно-разыскными функциями. Напомним, что принятие антитеррористического законодательства было отложено почти на полтора года – прежде всего из-за дискуссий о статусе Антитеррористического комитета.
В МРГ не намерены медлить с принятием пакета законодательных инициатив. В группе Иванова утверждают: менять российское законодательство "надо уже сегодня". "Нет ощущения, что это не будет сделано никогда, но если это не будет сделано сейчас, то с учетом переходного периода решения могут отложиться на очень долгое время, – говорит бывший замглавы аппарата правительства Алексей Волин. По его мнению, есть и другой немаловажный фактор, который заставляет Кремль торопиться с принятием антикоррупционного законодательства. "Во время переходного периода государство будет не так сильно – отход Путина от управления его ослабляет. В этом случае неэффективность разложенного коррупцией государства представляет потенциальную опасность", – утверждает Волин.
К теме борьбы с коррупцией президент обращался во всех своих Посланиях к Федеральному собранию. "Несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития – коррупцию", – сказал Путин в своем последнем обращении к политической элите. У действующего президента есть личностные причины, которые заставляют его бороться с коррупцией. "Путин – европеец и по воспитанию, и по менталитету. И для него как для европейца коррупция – это то, что отдает азиатчиной, – считает Волин. – Кроме того, Путин – государственник. Но если чиновник работает за деньги, он не работает на государство, команды сверху не проходят. Чтобы вы ни принимали наверху, внизу все будет делаться за деньги".