Тема борьбы с коррупцией станет одной из ключевых в ходе
последнего года работы Владимира Путина в качестве президента. Как
ожидается, глава государства посвятит этому один из блоков
предстоящего Послания к Федеральному собранию. Кроме того, уже в
ходе осенней сессии Госдума примет закон "О противодействии
коррупции". Межведомственная рабочая группа (МРГ) под
руководством помощника президента Виктора Иванова должна
подготовить проект этого документа уже к своему майскому
заседанию. Между тем один из ключевых вопросов – каким
должен быть специальный орган по борьбе с коррупцией – пока
не решен.
Знакомая схема
Работа МРГ носит закрытый характер. Однако стали известны
некоторые подробности. По словам источников в группе, за основу
взята схема подготовки антитеррористического законодательства:
тогда, напомним, был принят базовый Закон "О противодействии
терроризму" наряду с многочисленными поправками в действующее
законодательство. На последнем апрельском заседании было принято
решение о подготовке рамочного закона "О противодействии
коррупции". Его проект будет рассмотрен уже на майском
заседании МРГ. Сейчас ее члены готовят свои предложения, но
"основные вещи будут закладываться Государственно-правовым
управлением администрации президента", утверждает один из
источников в рабочей группе. Документ скорее всего будет внесен в
Госдуму президентом.
Детальные схемы противодействия коррупции пропишут путем внесения
поправок в уже существующее законодательство – Уголовный
кодекс, законы "О милиции", "О статусе
военнослужащих", "О госзакупках" и многие другие.
Эти поправки, по словам собеседника "НГ" в МРГ, могут
быть инициированы "другими субъектами законодательной
инициативы", включая депутатов Госдумы. Так или иначе, закон
"О противодействии коррупции" и поправки в различные
законодательные акты должны быть одобрены нынешним составом Думы в
ходе осенней сессии.
По словам собеседников, в законе "О противодействии
коррупции" будут содержаться основные принципы и ограничения,
которые коснутся не только государственных, но и муниципальных
служащих, а также будет содержаться определение самого понятия
"коррупция". Оно, возможно, будет шире, чем просто
коммерческий подкуп или дача взятки должностному лицу. Речь может
идти и в целом о незаконном использовании чиновником своего
должностного положения, сопряженном с получением выгоды вопреки
законным интересам общества и граждан. Собеседник "НГ"
приводит пример с прохождением документов в органах госвласти.
"Чиновник может затянуть этот процесс на многие месяцы, –
говорит источник в МРГ, – и люди вынуждены платить за то,
чтобы ускорить процесс". В документе также будут даны
определения "профилактики коррупции" и
"антикоррупционной экспертизы".
В законе "О противодействии коррупции" будут также
прописаны механизмы обязательного предоставления сведений об
имуществе, причем не только самими чиновниками, но и членами их
семей. Схему контроля за декларированием имущества "детально
проработают", утверждают источники "НГ" в группе.
Кроме того, в документе появится и другая норма: механизм
ответственности юридических лиц за причастность к коррупции. В
числе таких мер источники в МРГ называют штраф, запрет на
отдельные виды деятельности, а также ликвидацию.
Личное дело президента
Речь идет не только об имплементации норм Конвенции ООН против
коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об
уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.,
утверждает один из собеседников в МРГ. Перед группой стоят "более
масштабные задачи", а ее решения будут "конкретными и
жесткими, в некоторых случаях даже более жесткими, чем
международные стандарты", поясняют источники. В группе
утверждают: обсуждаются и предложения об уменьшении круга лиц, на
которых распространяется особый характер уголовного
судопроизводства, в частности, об исключении из этой категории
прокуроров, следователей и адвокатов.
Один из самых сложных вопросов – создание особого органа по
борьбе с коррупцией. "Непонятна его компетенция и сфера
ответственности, – рассуждает один из источников "НГ"
в МРГ. По его словам, ключевой вопрос – будет ли этот орган
наделен оперативно-разыскными функциями. Напомним, что принятие
антитеррористического законодательства было отложено почти на
полтора года – прежде всего из-за дискуссий о статусе
Антитеррористического комитета.
В МРГ не намерены медлить с принятием пакета законодательных
инициатив. В группе Иванова утверждают: менять российское
законодательство "надо уже сегодня". "Нет ощущения,
что это не будет сделано никогда, но если это не будет сделано
сейчас, то с учетом переходного периода решения могут отложиться
на очень долгое время, – говорит бывший замглавы аппарата
правительства Алексей Волин. По его мнению, есть и другой
немаловажный фактор, который заставляет Кремль торопиться с
принятием антикоррупционного законодательства. "Во время
переходного периода государство будет не так сильно – отход
Путина от управления его ослабляет. В этом случае неэффективность
разложенного коррупцией государства представляет потенциальную
опасность", – утверждает Волин.
К теме борьбы с
коррупцией президент обращался во всех своих Посланиях к
Федеральному собранию. "Несмотря на предпринимаемые усилия,
нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных
препятствий на пути нашего развития – коррупцию", –
сказал Путин в своем последнем обращении к политической элите. У
действующего президента есть личностные причины, которые
заставляют его бороться с коррупцией. "Путин – европеец
и по воспитанию, и по менталитету. И для него как для европейца
коррупция – это то, что отдает азиатчиной, – считает
Волин. – Кроме того, Путин – государственник. Но если
чиновник работает за деньги, он не работает на государство,
команды сверху не проходят. Чтобы вы ни принимали наверху, внизу
все будет делаться за деньги".