Рубрика

Споры наших чиновников о том, как развивать восточные регионы страны, рождают почему-то одни мегапроекты. Одним из них стала так называемая Трансконтинентальная магистраль (ТКМ) Евразия-Америка. Континенты соединятся через тоннель, который будет проложен под Беринговым проливом. Судя по всему, никак иначе поднять Восточную Сибирь и Дальний Восток в рамках федеральной целевой программы нам не удастся.
Трансконтинентальная магистраль (ТКМ) вообще-то должна восстановить историческую справедливость. Оказывается, если верить зампредседателя совета по изучению производительных сил (СОПС) МЭРТа Виктору Разбегину, Аляску от России отрывали дважды. Об этом он заявил на пресс-конференции, которая прошла в пресс-центре "Известий". Впервые этот отрыв произошел... 15 тыс. лет назад. Правда, в этот исторический период существование такого государства, как Россия, вызывает большие сомнения, но это ведь не важно. В общем, именно тогда перешеек между континентами был разрушен по исключительно тектоническим причинам. Во второй раз мы расстались с Аляской по вине Александра II.
По замыслу организаторов первой ежегодной международной конференции "Мегапроекты Востока России", ТКМ станет одной из самых амбициозных и дорогостоящих. Трансконтинентальная магистраль должна связать Якутск-Магадан-Анадырь-Уэлен-Ном-Фербэнкс-Форт-Нельсон, а это трасса длиной 6 тыс. км. Включая 102-километровый тоннель под Беринговым проливом. Планируется строительство единого транспортного коридора со скоростной железной дорогой, автомагистралью, линиями электропередачи, газо- и нефтепроводами и даже прокладка оптико-волоконных линий связи. Короче, по оценкам российских специалистов, на реализацию этого проекта нужно потратить по одним данным $65 млрд., по другим - вдвое больше. Строительство ТКМ займет 10-15 лет. По словам замруководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Максима Быстрова, скорее всего здесь будет задействовано государственно-частное партнерство, в частности, возможно использование концессионной схемы. Частично финансирование может вестись и из инвестиционного фонда.
Чиновники уверены, что главное - найти деньги на строительство, а уж отдача от ТКМ затмит самые смелые ожидания. В СОПС МЭРТа уже просчитали экономическую эффективность от реализации этого проекта. Затраты на ТКМ окупятся за 10 лет. При этом ВВП будет расти в среднем на 0.3% в год благодаря функционированию магистрали. Кроме того, за счет объединения энергосистем Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки планируется ежегодно экономить $20 млрд. В общем, дело за малым - найти инвестора.