Споры наших чиновников о том, как развивать восточные регионы
страны, рождают почему-то одни мегапроекты. Одним из них стала так
называемая Трансконтинентальная магистраль (ТКМ) Евразия-Америка.
Континенты соединятся через тоннель, который будет проложен под
Беринговым проливом. Судя по всему, никак иначе поднять Восточную
Сибирь и Дальний Восток в рамках федеральной целевой программы нам
не удастся.
Трансконтинентальная магистраль (ТКМ) вообще-то должна
восстановить историческую справедливость. Оказывается, если верить
зампредседателя совета по изучению производительных сил (СОПС)
МЭРТа Виктору Разбегину, Аляску от России отрывали дважды. Об этом
он заявил на пресс-конференции, которая прошла в пресс-центре
"Известий". Впервые этот отрыв произошел... 15 тыс. лет
назад. Правда, в этот исторический период существование такого
государства, как Россия, вызывает большие сомнения, но это ведь не
важно. В общем, именно тогда перешеек между континентами был
разрушен по исключительно тектоническим причинам. Во второй раз мы
расстались с Аляской по вине Александра II.
По замыслу организаторов первой ежегодной международной
конференции "Мегапроекты Востока России", ТКМ станет
одной из самых амбициозных и дорогостоящих. Трансконтинентальная
магистраль должна связать
Якутск-Магадан-Анадырь-Уэлен-Ном-Фербэнкс-Форт-Нельсон, а это
трасса длиной 6 тыс. км. Включая 102-километровый тоннель под
Беринговым проливом. Планируется строительство единого
транспортного коридора со скоростной железной дорогой,
автомагистралью, линиями электропередачи, газо- и нефтепроводами и
даже прокладка оптико-волоконных линий связи. Короче, по оценкам
российских специалистов, на реализацию этого проекта нужно
потратить по одним данным $65 млрд., по другим - вдвое больше.
Строительство ТКМ займет 10-15 лет. По словам замруководителя
Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
Максима Быстрова, скорее всего здесь будет задействовано
государственно-частное партнерство, в частности, возможно
использование концессионной схемы. Частично финансирование может
вестись и из инвестиционного фонда.
Чиновники уверены,
что главное - найти деньги на строительство, а уж отдача от ТКМ
затмит самые смелые ожидания. В СОПС МЭРТа уже просчитали
экономическую эффективность от реализации этого проекта. Затраты
на ТКМ окупятся за 10 лет. При этом ВВП будет расти в среднем на
0.3% в год благодаря функционированию магистрали. Кроме того, за
счет объединения энергосистем Сибири, Дальнего Востока и Северной
Америки планируется ежегодно экономить $20 млрд. В общем, дело за
малым - найти инвестора.