Экономическая пропасть между российскими регионами продолжает
расширяться, и пока что власти не могут воспрепятствовать этому
деструктивному процессу. Такой вывод был сделан вчера на совещании
в Минрегионразвития при подведении итогов социально-экономического
развития регионов в 2006 году.
За год с 8,8 до 9,8 раза выросла разница между регионами по
доходам на душу населения. Богаче всего живут в Ямало-Ненецком
автономном округе, где среднедушевой доход – почти 52 тыс.
рублей, тогда как в среднем по России он составляет около 15 тыс.
рублей, а в самом неблагополучном Усть-Ордынском АО не превышает
5300 рублей. Еще более разительны разрывы в инвестировании в
регион. По объему инвестиций субъекты отличаются уже в сотни
раз,причем основная деловая активность сосредоточилась в считанных
регионах. Во многом это сказывается и на экономическом росте. В то
время как экономика страны растет примерно на 6% в год, в 11
субъектах Федерации, включая Санкт-Петербург, отмечен спад
промышленного производства. При этом индекс промышленного
производства в разных регионах колеблется от спада в –16% до
роста в +28%, а производство продукции в обрабатывающих отраслях
за прошлый год сократилось сразу в 36 субъектах Федерации.
Как отметил замминистра регионального развития Владимир Дедюхин,
"сохраняются достаточно высокие межрегиональные различия по
доходам на душу населения, уровню зарплаты, уровню безработицы,
бюджетной обеспеченности". При этом нет никаких изменений в
составе групп лидеров и депрессивных регионов. Большую часть
налоговых доходов, как и в начале экономических реформ, формируют
Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская и Свердловская
области, Башкирия, Татарстан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский
автономные округа, что говорит об их высоком уровне развития. В
прошлом году в этих субъектах было собрано почти 60% всех налогов
и сборов.
Особенно заметна пропасть между территориями при сравнении
инвестиций в основной капитал. Если в 8 регионов-лидеров было
вложено более 50% всех инвестиций, то восьмерка депрессивных
территорий привлекла лишь 0,34% общего объема капвложений в
стране. В восьмерку аутсайдеров по объему инвестиций, по данным
Минрегиона, входят Агинский Бурятский, Таймырский, Эвенкийский,
Усть-Ордынский Бурятский, Корякский автономные округа, республики
Алтай, Ингушетия и Тыва. Каждая из этих территорий смогла привлечь
лишь от 0,6 до 3,6 млрд. рублей. Наибольший же объем инвестиций
зафиксирован в Москве (555 млрд. рублей), в Тюменской области (541
млрд. рублей), в Ямало-Ненецком (172 млрд. рублей) и
Ханты-Мансийском автономных округах (298 млрд. рублей). Московская
область, Санкт-Петербург, Татарстан и Краснодарский край привлекли
от 150 до 225 млрд. рублей.
Несмотря на общий экономический рост, реальные денежные доходы
населения в прошлом году сократились на Чукотке (–33%), а
также почти не изменились в Санкт-Петербурге (0,9%), Липецкой
области и Магаданской области, на Камчатке и в Республике Саха
(Якутия), где показатели роста доходов сопоставимы со
статистической погрешностью наблюдений.
К региональным
экономическим различиям чиновники относятся по-разному. Так,
например, зампред комитета по региональной политике Совета
Федерации Валерий Сычев считает, что "пока сложно сказать,
является ли нарастающая дифференциация положительной или
отрицательной тенденцией". А глава Минэкономразвития заявил
вчера, что "дифференциация в развитии регионов во многом
обусловлена не отсутствием или наличием в них сырьевых ресурсов, а
качеством регионального менеджмента". В связи с этим Герман
Греф пообещал до конца текущего года выработать критерии оценки
эффективности работы региональных властей. По словам министра,
методику для оценки качества регионального управления будут
вырабатывать эксперты Минэкономразвития и Счетной палаты. Греф
добавил, что "пока система оценки эффективности регионального
руководства еще не создана, и поэтому часто трудно оценить вклад в
социально-экономическое развитие территории федеральных и
региональных органов власти".