Органы
местного самоуправления не могут справиться с возложенными на них
полномочиями за собственный счет. Такие выводы сделала Счетная
палата, проанализировав ход реализации закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» в 2006 году. Нехватка собственных доходов ведет к
минимизации расходов муниципальных образований, а это, в свою
очередь, «не способствует их социально-экономическому
развитию и повышению уровня жизни населения», отмечается в
пресс-релизе.
Как
показали результаты исследования, доходы бюджетов муниципальных
образований в прошлом году обеспечили лишь около 40% их расходов.
Остальное оплачивается за счет бюджетов других уровней –
федерального и региональных: в общей структуре местных бюджетов
доля безвозмездных перечислений из них составила 58%, причем в
некоторых регионах этот показатель значительно выше, отмечают
авторы исследования.
Всего
на выполнение своих функций органам местного самоуправления
понадобилось помощи на сумму около 250–300 миллиардов
рублей, причем еще 97 миллиардов не хватило.
Такие
результаты показал первый год действия закона о местном
самоуправлении. Законопроект был принят осенью 2003 года. Он
входил в так называемый «пакет Козака» –
подготовленный тогдашним замглавы администрации президента
Дмитрием Козаком комплекс законопроектов, разграничивающих
полномочия различных уровней бюджетной системы. Закон устанавливал
разделение органов местного самоуправления на поселения и
муниципальные образования и закреплял их полномочия.
В
круг обязанностей местных органов вошли строительство и
обслуживание дорог и мостов на вверенной им территории,
строительство и содержание муниципального жилого фонда,
транспортное обеспечение, освещение улиц, организация культурного
досуга населения, тушение пожаров. Кроме того, дополнительные
полномочия по договоренности им может предоставить власть на
федеральном или региональном уровне.
Законодательно
были закреплены и источники финансирования этих полномочий –
уже не самим 131-м ФЗ, а параллельно подготовленными поправками в
Налоговый и Бюджетный кодекс. Они определили перечень налоговых
доходов для органов местного самоуправления. Их главными
«кормильцами» стали налоги на землю и на имущество
физлиц – в соответствии с поправками в БК, они достаются им
полностью. Также им поступают доходы от НДФЛ (10% для поселений и
20% для муниципального района), налога на сельское хозяйство (30%
в том и в другом случае), единого налога на вмененный доход (90%
только для муниципальных районов). Больше никаких налоговых
поступлений местному самоуправлению не положено.
Но
того, что собирается, на выполнение своих функций местным органам
не хватает – и это признают эксперты. Таким образом, главным
источником доходов для местных органов становятся именно
трансферты, что делает их зависимыми от бюджетов других уровней.
Тем
не менее, трансферты, по словам экспертов, на сегодня единственный
механизм, позволяющий выровнять положение на местах, ведь
налоговые сборы местных бюджетов зависят не столько от усилий
местных властей, сколько от уровня развития субъекта федерации,
внутри которого они находятся.