Свободное получение информации о деятельности
органов государственной власти – это конституционное право
граждан, которое в РФ до сих пор реализовать не удалось. Такое
заявление сделал в среду, 18 апреля, статс-секретарь, заместитель
министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов,
выступая на пленарном заседании Государственной думы. По его
словам, сложившаяся ситуация негативно сказывается и на
международном имидже России: страна занимает 40-ое место из 48-ми
возможных в мире по уровню прозрачности госвласти.
А.Шаронов
сообщил, что в российском законодательстве существует правовой
пробел в сфере регулирования доступа граждан к информации о
деятельности властных органов. Хотя нельзя говорить о полном
отсутствии законодательной базы, тем не менее действующие законы
не решают существующих проблем системно, полагает замминистра.
Кроме того, в 2003 году вышло постановление правительства,
предписывающее всем органам федеральной исполнительной власти
публиковать информацию о своей деятельности в сети Интернет. Это
постановление, считает А.Шаронов, сыграло определенную позитивную
роль, однако всех проблем не решило. Так, оно распространялось
исключительно на исполнительную власть федерального уровня, в нем
не был прописан сам процесс предоставления информации гражданам,
кроме того, документ не предусматривал ответственности госорганов
за непредоставление или несвоевременное предоставление информации.
Ликвидировать существующий законодательный пробел и
урегулировать ситуацию в сфере предоставления гражданам информации
о деятельности госорганов призван законопроект «Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления», который
А.Шаронов представил депутатам. Этот правительственный
законопроект, сообщил он, базируется на двух основных принципах:
открытость и общедоступность информации, а также своевременное и
достоверное ее предоставление.
Документ, по словам
замминистра, предусматривает шесть способов доступа граждан к
информации: обнародование, опубликование органами госвласти
информации о своей деятельности; предоставление информации по
запросам граждан или общественных организаций; ознакомление (в
частности, через библиотечные и архивные фонды); возможность
присутствия граждан на коллегиальных заседаниях органов госвласти;
размещение информации в сети Интернет; размещение информации в
общедоступных местах (например, на стендах).
Информация
может предоставляться как в устной, так и документированной форме,
в том числе и в виде электронного документа. Законопроект содержит
примерный перечень раскрываемой информации о деятельности
госорганов (сведения о самом госоргане, о его нормотворческой
деятельности, о порядке осуществления полномочий, формах
принимаемых документов, сроках и основаниях принятия решений, а
также статистическая и аналитическая информация, сведения о
вакантных должностях и проч.).
На рассмотрение запросов
граждан органам госвласти будет предоставлено до 30 дней, тогда
как общемировая практика предусматривает в среднем 20 дней на
данную процедуру.
А.Шаронов подчеркнул, что приоритет в
законопроекте отдается бесплатному предоставлению гражданам
информации, плата будет взиматься лишь за тиражирование документов
и их пересылку. Единую методику расчета платы за оказание данной
услуги для всех госорганов определит правительство.
Завершая
свое выступление, замминистра обратил внимание на то, что
информационная открытость органов власти влияет и на позицию
страны в мировом сообществе, на развитие экономики государства,
так как способствует повышению доверия к властям населения и
инвесторов, снижает издержки бизнеса при взаимодействии с органами
власти.
На том же заседании был рассмотрен и
альтернативный законопроект – «О гарантиях
предоставления информации о решениях государственных органов,
органов местного самоуправления», который представил депутат
Госдумы Владимир Рыжков. По его словам, правительственный
законопроект не решает задач защиты прав граждан в доступе к
информации о деятельности госорганов, а также не способствует
борьбе с коррупцией, хотя это должно быть одним из важнейших
значений данного документа. В.Рыжков отметил, что
правительственный законопроект является рамочным и право
определения как порядка, так и самого перечня раскрываемой
информации предоставляется ведомствам. «Может быть, МЭРТ и
откроет свою информацию, но я сильно сомневаюсь, что остальные
ведомства последуют его примеру», - заявил депутат. В связи
с этим в альтернативном законопроекте предлагается право
определения порядка раскрытия информации и ее перечня предоставить
законодателям. «Мы должны принудить их к открытости»,
- подчеркнул он.
Кроме того, абсолютно неверным считает
В.Рыжков взимание платы за доступ к информации. Законопроектом, по
его словам, предусмотрен очень узкий перечень бесплатной
информации, при этом, по статистике ООН, 53% россиян находятся за
чертой бедности и попросту не смогут получать платные услуги
государства. В.Рыжков уверен, что если закон будет принят в его
сегодняшней редакции, информация о деятельности госорганов станет
для граждан менее доступной, чем сейчас. Депутат считает, что вся
информация о деятельности властных органов должна предоставляться
бесплатно.
Также он перечислил еще ряд замечаний к
правительственному законопроекту. В частности, по словам
В.Рыжкова, следует более четко определить, какая именно информация
должна быть размещена органами госвласти в сети Интернет, а также
прописать сроки обновления ресурсов.
В целом депутат
считает подход правительства к обеспечению прозрачности
деятельности госорганов «неправильным», и при принятии
правительственного законопроекта станет необходимой его
существенная доработка с учетом высказанных замечаний.
Позицию
Комитета ГД по информационной политике высказал председатель
комитета Валерий Комиссаров. По его словам, комитет поддерживает
первый и не поддерживает второй законопроект. При этом глава
Думского комитета подчеркнул, что при доработке правительственного
законопроекта ко второму чтению следует учесть все важные
особенности документа, представленного В.Рыжковым.
По
итогам обсуждения в первом чтении был принят правительственный
законопроект.