Рубрика

Свободное получение информации о деятельности органов государственной власти – это конституционное право граждан, которое в РФ до сих пор реализовать не удалось. Такое заявление сделал в среду, 18 апреля, статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, выступая на пленарном заседании Государственной думы. По его словам, сложившаяся ситуация негативно сказывается и на международном имидже России: страна занимает 40-ое место из 48-ми возможных в мире по уровню прозрачности госвласти.

А.Шаронов сообщил, что в российском законодательстве существует правовой пробел в сфере регулирования доступа граждан к информации о деятельности властных органов. Хотя нельзя говорить о полном отсутствии законодательной базы, тем не менее действующие законы не решают существующих проблем системно, полагает замминистра. Кроме того, в 2003 году вышло постановление правительства, предписывающее всем органам федеральной исполнительной власти публиковать информацию о своей деятельности в сети Интернет. Это постановление, считает А.Шаронов, сыграло определенную позитивную роль, однако всех проблем не решило. Так, оно распространялось исключительно на исполнительную власть федерального уровня, в нем не был прописан сам процесс предоставления информации гражданам, кроме того, документ не предусматривал ответственности госорганов за непредоставление или несвоевременное предоставление информации.

Ликвидировать существующий законодательный пробел и урегулировать ситуацию в сфере предоставления гражданам информации о деятельности госорганов призван законопроект «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который А.Шаронов представил депутатам. Этот правительственный законопроект, сообщил он, базируется на двух основных принципах: открытость и общедоступность информации, а также своевременное и достоверное ее предоставление.

Документ, по словам замминистра, предусматривает шесть способов доступа граждан к информации: обнародование, опубликование органами госвласти информации о своей деятельности; предоставление информации по запросам граждан или общественных организаций; ознакомление (в частности, через библиотечные и архивные фонды); возможность присутствия граждан на коллегиальных заседаниях органов госвласти; размещение информации в сети Интернет; размещение информации в общедоступных местах (например, на стендах).

Информация может предоставляться как в устной, так и документированной форме, в том числе и в виде электронного документа. Законопроект содержит примерный перечень раскрываемой информации о деятельности госорганов (сведения о самом госоргане, о его нормотворческой деятельности, о порядке осуществления полномочий, формах принимаемых документов, сроках и основаниях принятия решений, а также статистическая и аналитическая информация, сведения о вакантных должностях и проч.).

На рассмотрение запросов граждан органам госвласти будет предоставлено до 30 дней, тогда как общемировая практика предусматривает в среднем 20 дней на данную процедуру.

А.Шаронов подчеркнул, что приоритет в законопроекте отдается бесплатному предоставлению гражданам информации, плата будет взиматься лишь за тиражирование документов и их пересылку. Единую методику расчета платы за оказание данной услуги для всех госорганов определит правительство.

Завершая свое выступление, замминистра обратил внимание на то, что информационная открытость органов власти влияет и на позицию страны в мировом сообществе, на развитие экономики государства, так как способствует повышению доверия к властям населения и инвесторов, снижает издержки бизнеса при взаимодействии с органами власти.

На том же заседании был рассмотрен и альтернативный законопроект – «О гарантиях предоставления информации о решениях государственных органов, органов местного самоуправления», который представил депутат Госдумы Владимир Рыжков. По его словам, правительственный законопроект не решает задач защиты прав граждан в доступе к информации о деятельности госорганов, а также не способствует борьбе с коррупцией, хотя это должно быть одним из важнейших значений данного документа. В.Рыжков отметил, что правительственный законопроект является рамочным и право определения как порядка, так и самого перечня раскрываемой информации предоставляется ведомствам. «Может быть, МЭРТ и откроет свою информацию, но я сильно сомневаюсь, что остальные ведомства последуют его примеру», - заявил депутат. В связи с этим в альтернативном законопроекте предлагается право определения порядка раскрытия информации и ее перечня предоставить законодателям. «Мы должны принудить их к открытости», - подчеркнул он.

Кроме того, абсолютно неверным считает В.Рыжков взимание платы за доступ к информации. Законопроектом, по его словам, предусмотрен очень узкий перечень бесплатной информации, при этом, по статистике ООН, 53% россиян находятся за чертой бедности и попросту не смогут получать платные услуги государства. В.Рыжков уверен, что если закон будет принят в его сегодняшней редакции, информация о деятельности госорганов станет для граждан менее доступной, чем сейчас. Депутат считает, что вся информация о деятельности властных органов должна предоставляться бесплатно.

Также он перечислил еще ряд замечаний к правительственному законопроекту. В частности, по словам В.Рыжкова, следует более четко определить, какая именно информация должна быть размещена органами госвласти в сети Интернет, а также прописать сроки обновления ресурсов.

В целом депутат считает подход правительства к обеспечению прозрачности деятельности госорганов «неправильным», и при принятии правительственного законопроекта станет необходимой его существенная доработка с учетом высказанных замечаний.

Позицию Комитета ГД по информационной политике высказал председатель комитета Валерий Комиссаров. По его словам, комитет поддерживает первый и не поддерживает второй законопроект. При этом глава Думского комитета подчеркнул, что при доработке правительственного законопроекта ко второму чтению следует учесть все важные особенности документа, представленного В.Рыжковым.

По итогам обсуждения в первом чтении был принят правительственный законопроект.