Рубрика

Первый вице-премьер Сергей Иванов предлагает отказаться от «околотаможенных услуг» фирм-посредников. По его мнению, перевозчики не должны платить за контроль, который осуществляют госорганы.

Эксперты считают, что в России может появиться государственная монополия на услуги таможенных брокеров.

Выступая вчера на совместной коллегии Федеральной таможенной службы и Минтранса, Сергей Иванов рассказал, как сократить очереди в пунктах пропуска и облегчить жизнь участникам ВЭД. По мнению вице-премьера, в первую очередь надо ликвидировать частные компании, обеспечивающие сопровождение грузов через границы. «Прежде всего, я имею в виду так называемые «околотаможенные услуги», когда фирма-посредник предлагает оплачиваемые услуги по организации сопровождения грузов при прохождении пунктов пропуска», — сказал вице-премьер.

По его словам, перевозчики не должны платить за контроль, который и так осуществляет государство. При этом он оговорился, что таможенные услуги должны быть полностью отделены от государства.

По мнению экспертов, не исключено, что таким образом государство пытается взять под свой контроль рынок «околотаможенных услуг». «Недавние действия государства уже были направлены на чистку рядов таможенных брокеров. Например, изрядно увеличились суммы обеспечения для организаций-посредников», — говорит генеральный директор ООО «Международный таможенный брокер» Валерий Светлов. По его мнению, не исключено, что в результате появятся государственные монополии на «околотаможенные услуги», что неизменно скажется на их качестве.

«У государства есть тенденция расширять сферы своего влияния, и таможенная сфера не исключение», — соглашается эксперт по ВЭД компании СТМ Валерий Глыздов.

Однако вряд ли такого рода госмонополия вопрос ближайшего будущего. Слова Иванова, по мнению экспертов, не могут воплотиться в реальности в краткие сроки, поскольку у государства нет сейчас возможности взять на себя еще и посреднические функции.

«Одно и то же юрлицо не может выполнять и карательные функции и оказывать содействие бизнесу, — говорит генеральный директор таможенного холдинга «Группа Тарго» Татьяна Круглова. — Если участник ВЭД неправильно рассчитает платежи или не сумеет точно определить код товара, то таможня ему не поможет, а накажет».

По словам старшего юриста по ВЭД юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Елены Белозеровой, часто перевозчики не знают даже русского языка, не говоря уже о требованиях декларирования товаров. Именно поэтому упразднение коммерческих фирм, оказывающих посреднические услуги, пока преждевременно.