В пятницу заместитель главы Минэкономразвития Андрей Шаронов на
пленарном заседании Госдумы представил депутатам законопроект "О
внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части
совершенствования корпоративного законодательства)".
"Антирейдерский" пакет МЭРТ, который предполагает
ограничение возможностей блокирования работы АО исками в судебные
органы и ужесточает режим перерегистрации данных о компаниях в
госструктурах, был принят Госдумой в первом чтении.
Впрочем,
в ходе обсуждения выяснилось, что ко второму чтению законопроект
может быть значительно изменен Госдумой.
Один
из ключевых принципов "антирейдерских" поправок МЭРТ
(они призваны сократить возможности захвата компаний в ходе
недружественных поглощений, так называемого рейдерства) –
перевод всех исков, связанных с определяемыми поправками
"корпоративных споров", в арбитражные суды по месту
регистрации юрлица, вокруг которого идет такой спор.
В
заключении правового управления Госдумы на законопроект прямо
говорится, что предложение перевести значительное число
корпоративных споров с участием граждан, "не являющихся
индивидуальными предпринимателями", из судов общей юрисдикции
в удаленные от постоянного места проживания граждан арбитражные
суды "нуждается в дополнительном обсуждении", поскольку
это может "усложнить доступ граждан к судам" и, таким
образом, нарушить конституционный принцип максимальной доступности
судебной защиты прав и интересов граждан.
Отметим,
позиция Госдумы совпадает с позицией Верховного суда (ВС). По
словам первого заместителя председателя ВС Владимира Радченко, в
основном местные суды рассматривают не связанные с рейдерством
мелкие споры, связанные с акциями АО, например, споры о возврате
задатка при сделках по покупке акций и т. д. Перевод таких исков в
арбитраж может ограничить возможность граждан оперативно решать
такие споры.
Однако
МЭРТ настаивает на своем принципе. Как заявила глава департамента
МЭРТ по корпоративному управлению Анна Попова: "В
корпоративных отношениях не бывает мелких споров. Под мелкими
спорами зачастую скрываются крупные интересы".
Впрочем,
у Госдумы есть претензии и по другим "антирейдерским"
механизмам, заложенным в проект. Так, председатель комитета
Госдумы по собственности Виктор Плескачевский сообщил, что при
подготовке проекта ко второму чтению комитет будет настаивать на
уточнении ряда позиций по ограничению операций с реестрами АО в
законе "О рынке ценных бумаг",– зачастую захваты
предприятий производятся через махинации с реестрами.
Однако
больше всего претензий у Госдумы к отсутствию в проекте решений
для популярных технологий рейдерства, не связанных с судом:
например, депутат Владимир Семаго указал на нерешенность проблемы
ответственности для рейдеров за фальсификацию решений управляющих
органов АО и оповещений о собраниях акционеров. Депутат Анатолий
Иванов информировал Андрея Шаронова о технологии захвата
предприятия с возбуждением уголовных дел против владельцев.
Господин
Шаронов в ответ пояснил, что "на следующем этапе"
разработки "антирейдерского" законодательства эти
проблемы будут решаться. В каком варианте законопроект будет
принят парламентом во втором, содержательном чтении, покажут итоги
работы в мае. На доработку поправок МЭРТ ко второму чтению Госдума
планирует потратить месяц.