28 марта в ТПП РФ прошел брифинг вице-президента ТПП Сергея Катырина
на тему «Малый бизнес в опасности?!».
С.Катырин выразил беспокойство в связи с затягиванием согласования закона о
развитии малого и среднего бизнеса в РФ, который должен заменить
действующий сегодня 88 закон, во многом себя изживший. В процессе
согласования, отметил С.Катырин, был найден общий язык со многими
заинтересованными сторонами по вопросам отделения микропредприятий
от малых по численности работников (европейская норма оценивает
численность работников микропредприятия в 10 человек, российская в
новом законе предполагает 15, малыми предприятиями в Европе
называются бизнес-организации со штатом в 100 человек, в России
планируется до 250), обороту и балансовой стоимости. Однако
согласия с Министерством финансов РФ до сих пор нет, и, как
отметил С.Катырин, наметилось существенное отставание от графика
получения согласований, утвержденного Правительством РФ. В случае
дальнейшего затягивания процедуры закон может не попасть на
весеннюю сессию Госдумы, и тогда придется отложить его принятие на
целый год.
Сфера развития малого бизнеса является приоритетной, на его поддержку в
2007 году выделено 3,8 млрд рублей, а если учесть затраты
регионов, эту сумму можно смело увеличить в два раза, заявил
С.Катырин. Поддерживаются такие направления, как создание
инфстраструктуры, экспортно ориентированных предприятий,
предприятий научно-технической сферы, кредитные услуги и лизинг
оборудования. В 2007 году российских малых предприятий впервые
стало больше миллиона, «началась отдача от вложений»,
отметил он.
Тем не менее, наметились трудности с уплатой малыми предприятиями
единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В частности,
Министерство экономического развития и торговли утвердило
коэффициент-дефлятор для уплаты ЕНВД К1 в размере 1,132, однако
после утверждения в МЭРТ появилось письмо за подписью замминистра
Минфина С.Шаталова, в котором этот коэффициент равен 1, 241, что в
1,8 раза увеличивает нагрузку на малых предпринимателей. Такой шаг
со стороны Минфина вызывает удивление, заявил С.Катырин, тем
более, что в предвыборный год все партии единодушно говорят о
поддержке малого предпринимательства, а ситуация явно ухудшается.
Первые налоги с учетом коэффициента-дефлятора, рассчитанного в
Минфине, будут уплачены уже в апреле, в связи с чем в
правительство направлено письмо статс-секретаря МЭРТ Андрея
Шаронова с просьбой разобраться в ситуации. С.Катырин рассчитывает
здесь и на мнение и влияние общественных организация малого
предпринимательства. В последнее время собираемость ЕНВД, в
отличие от бурного роста в 2004-2005 гг., упала. В случае
ухудшения ситуации, считает С.Катырин, малые предприятия будут
уходить в «тень», многие из них окажутся на грани
разорения: исчезнут рабочие места, а казна лишится
налогов.
Председатель Комитета ТПП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Виктор
Ермаков заметил, что «малые предприниматели не просят
правительство сделать их счастливыми», однако следует, по
его мнению, доверять тщательным расчетам коэффициента-дефлятора и
проявить «добрую волю» накануне вступления России в
ВТО, т.е. не ставить отечественных малых предпринимателей в худшие
условия, чем иностранных конкурентов. В Индии после вступления в
ВТО разорилось до 40% малых предприятий. «Если в
правительстве работают патриоты, им следует сделать конкурентную
среду приемлемой, если нет, то нужно понять, в чьих именно
интересах и кем лоббируется ухудшение конкурентной среды» -
cчитает В.Ермаков. Однако он призвал не искать конкретных врагов,
а считать ими безответственность, невежество и непрофессионализм.
Ведь уже ни для кого не является тайной, что в России выше
процентные ставки, выше инфляция, и условия для отечественных
предприятий и иностранных, таким образом, изначально неравны, а к
плательщикам ЕНВД преимущественно относятся предприятия торговли и
услуг, отметил он.
На вопрос корреспондента ИА «Альянс Медиа», обязывает ли
Министерство финансов административный регламент согласовать закон
о развитии малого бизнеса в обозримые сроки, С.Катырин ответил,
что ему неизвестно, принят ли в Минфине какой-либо
административный регламент, а поэтому точно неизвестно, понесет ли
ответственность за затягивание согласования кто-либо из чиновников
министерства.