Министерство
финансов доработало "Основные направления налоговой политики
на 2008-2010 годы". Документ стал в три раза толще, но по
сравнению с вариантом, одобренным правительством 2 марта,
содержательно почти не изменился. Чем налоговая политика,
выбранная ведомством Алексея Кудрина, не устраивает Российский
союз промышленников и предпринимателей и что союз предлагает,
рассказал заместитель председателя комитета РСПП по налоговой и
бюджетной политике Сергей Беляков.
В:
Устраивает ли вас доработанный Минфином вариант основных
направлений налоговой политики на ближайшую трехлетку?
Нет, не устраивает. Во-первых, я не вижу никакой разницы между
доработанной редакцией этого документа и его первоначальным
вариантом. И это при том, что характер его обсуждения на заседании
правительства 2 марта говорил об очень серьезных претензиях. Если
суммировать высказанные замечания, то они сводились к тому, что
налоговая политика, определяемая и разрабатываемая Минфином,
должна в большей степени ориентироваться на стимулирование
промышленности.
На
возможность изменения документа нас настраивало еще и бюджетное
послание президента. В нем говорится, в частности, что налоги
должны стимулировать промышленное производство, что серьезного
реформирования требует вся система косвенных налогов. При этом
отдельно выделена необходимость снижения нагрузки при взимании НДС
и указано на необходимость принятия мер стимулирования холдинговых
компаний. Ничего этого в редакции документа Минфина так и не
появилось.
Мы
провели несколько встреч с представителями Минфина. Но результат
этих встреч в итоговом документе так и не отражен, что заставляет
думать о том, что результаты диалога с бизнесом просто
игнорируются. И это не первый случай, когда нарушаются достигнутые
договоренности.
Если
брать конкретные налоги, то есть смысл говорить прежде всего об
НДС. Потому что другие вещи, связанные с налогом на прибыль, с
совершенствованием амортизационной политики, с единым социальным
налогом, вообще не отражены в документе.
В
принципе, подход Минфина, заключающийся в обосновании
необходимости в первую очередь совершенствовать администрирование
НДС, понятен, и его можно принять. Все основные проблемы с НДС
связаны с системой его администрирования. Все разговоры о том, что
НДС - нейтральный налог, не оказывающий серьезного влияния на
предприятия и не являющийся для них серьезным бременем, - от
лукавого. Особенности администрирования НДС в России говорят о
том, что именно этот налог является основным источником издержек,
высокой налоговой нагрузки на бизнес.
И
в первую очередь - на перерабатывающий сектор: машиностроение,
легкую промышленность. Если посмотреть на статистику сбора НДС, то
именно в этих отраслях собираемость налога наиболее высока -
вплоть до 90%. Основная же проблема администрирования в том, что
те, кто имеет законное право возмещения этого налога путем зачета
или возврата, не могут реализовать свое право. Это приводит к
необоснованным, незапланированным издержкам предприятия.
В:
Каков масштаб издержек?
О:
Это не только те самые 18%, которые предприятие не получает
из-за фактической невозможности зачета ранее уплаченного налога.
Это еще и дополнительная нагрузка, связанная с обесцениванием
денег, из-за того, что возмещение затягивается на длительный срок.
Кроме того, это серьезные судебные издержки - почти в 100% случаях
НДС приходится возмещать через суд. А зачастую налоговые органы
игнорируют даже вступившие в законную силу решения суда.
Но,
соглашаясь с тем, что на первом месте стоит проблема
администрирования, мы сталкиваемся вот с чем: все высказанные
ранее предложения и сделанные шаги по пути совершенствования
администрирования, которые должны были бы исправить ситуацию, ни к
каким положительным сдвигам не привели.
На
практике мы сталкиваемся с тенденцией ухудшения ситуации с
возмещением НДС. И это тенденция последнего года-полутора. То есть
периода, когда были введены в действие предложения, на первый
взгляд, направленные на либерализацию и упрощение процедуры
возмещения этого налога. Но параллельно изменилась и практика
налоговых органов в направлении ужесточения в отношении
законопослушных налогоплательщиков.
В:
На бумаге либерализация, а на деле ужесточение?
О:
Складывается такое ощущение, что сначала налогоплательщикам
законом предоставляют новые права, а потом это компенсируется
практикой, которая идет в противоположном направлении. Такое
впечатление, что государство в лице налоговых органов компенсирует
все потери, которые могли бы быть в случае, если бы
законодательство реализовывалось в полной мере.
Относительно
нарушений налогового законодательства, связанных с незаконным
возмещением НДС, замечу, что проблемы эти существуют везде, где
есть этот налог. Но там это не перекладывается дополнительным
бременем на законопослушных налогоплательщиков. Если есть
нарушения, там находят нарушителя и привлекают его к
ответственности. А у нас неспособность выявить нарушителя
компенсируется тем, что всем налогоплательщикам отказывают в
реализации их прав. Хотя понятно, что действующая в России система
принятия решения по возмещению этого налога всегда зависит от
конкретного чиновника.
Я
убежден, что необходимым звеном в цепочке криминального бизнеса по
возмещению НДС является чиновник налоговой службы. В сочетании с
практикой тотального и необоснованного ограничения прав
плательщиков НДС это фактически стимулирует рост теневого оборота
НДС.
В:
Раз это настолько проблемный налог для всех, может быть,
действительно стоит его отменить, заменив, к примеру, на налог с
продаж, как это предлагает сделать президентская администрация?
Вопрос в том, что мы меняем и на что меняем. Пока непонятно, каким
будет предлагаемый налог с продаж. Я не убежден, что проблемы,
связанные с администрированием НДС, не сохранятся и при
администрировании налога с продаж.
Применительно
к российской практике проблема НДС - это не только проблема самого
налога и его конструкции. НДС существует и в других странах, где
тоже есть проблемы, но это не приводит к принятию решений о его
отмене или замене на какой-то другой налог. У нас же скорее на
ситуацию влияют другие причины - человеческий фактор, специфика
работы налоговых органов, фискальная направленность налоговой
системы. И при введении налога с продаж эти факторы могут
сохраниться.
Важно
очень качественно просчитать экономические последствия такого
шага. В конце концов, если все дальнейшие шаги, связанные с
попытками навести порядок в администрировании, не увенчаются
успехом, а предложения РСПП по снижению ставки НДС останутся без
внимания, то именно вариант замены НДС на налог с продаж останется
единственным, направленным на снижение нагрузки на бизнес.
В:
А насколько вы предлагаете снизить ставку?
РСПП выступает за радикальное снижение ставки до 10%, потому что
это единственная мера, которая приводит к структурным изменениям в
экономике. Это серьезным образом снижает налоговую нагрузку именно
на перерабатывающие отрасли промышленности, несущественно снижая
нагрузку на нефтегазовый сектор.
Таким
образом мы пытаемся решить проблему диверсификации экономики и
стимулирования определенных отраслей экономики. Что важно - не за
счет дестимулирования, как это у нас часто бывает, других
отраслей.
Кроме
того, снижение НДС - это с одной стороны, механизм компенсации
потерь предприятий, связанных с отсутствием нормального
администрирования, а с другой стороны, это приведет к объективной
необходимости качественного улучшения администрирования.
В:
А единый социальный налог реформировать надо?
О:
Безусловно, это тоже наш приоритет. В нынешнем виде ЕСН не
отвечает задачам финансирования социальных обязательств
государства. Не удовлетворяет он и бизнес. Поэтому мы предлагаем
разделить ЕСН на налоговый платеж и неналоговые обязательные
платежи в фонды обязательного страхования. Это упростит процедуру
администрирования и позволит снизить ставку налога.
Но
эти меры должны быть увязаны с реформой пенсионной системы и
системы обязательного страхования в целом. Кроме того, нужно
учитывать, что зарплата в конвертах - это не только следствие
неэффективности ЕСН. Компании несут огромные административные
издержки, связанные с общей коррупционностью и излишним
вмешательством государства в деятельность налогоплательщиков. И
бизнесу нужно искать источники финансирования этого коррупционного
фонда. Экономить в данном случае приходится на фонде оплаты труда,
выплачивая часть зарплаты в конвертах и выводя ее из-под
налогообложения. И это следствие той экономической ситуации,
которая не позволяет бизнесу в открытую работать. Неэффективность
пенсионной системы и системы соцстрахования делают и работников не
заинтересованными в исправлении ситуации.
В:
Нужно ли снижать налог на прибыль?
О:
Что касается этого налога, то тут есть две составляющие -
администрирование и собственно ставка. К примеру, в Налоговом
кодексе есть норма, разрешающая относить на расходы любые
экономически обоснованные затраты. Но она не работает. В
большинстве случаев бизнес не может обосновать налоговой службе
многие свои расходы. В итоге для большинства крупных российских
компаний в настоящее время эффективная ставка налога составляет не
24%, то есть максимум, предусмотренный кодексом, а 27%. Мы
считаем, что ставку налога на прибыль можно было бы снизить до 20%
и обязательно совершенствовать амортизационную политику, которая у
нас сейчас не стимулирует обновление основных фондов и преодоление
технологического отставания.
В:
После изучения и документа Минфина, и бюджетного послания
президента бизнес всерьез верит в то, что в ближайшие три года
какие-либо налоги будут снижены?
О:
На мой взгляд, президент очень четко задал вектор изменений
налогового законодательства именно в части снижения налоговой
нагрузки: и реформирования косвенных налогов, и прямых налогов и
стимулирования отраслей промышленности. А комплекс мер,
направленных на реализацию бюджетного послания президента, должен
разработать Минфин вместе с законодателями.
В
"Основных направлениях налоговой политики" мы этого пока
не видим, что порождает состояние неопределенности. Но я все-таки
надеюсь, что реализовываться будет позиция президента, а не
политика «как бы чего не вышло». У нас, нашей
экономики просто нет другого выхода. Если мы, конечно, хотим быть
конкурентоспособными в современном мире. И это вопрос
конкурентоспособности не только экономики, но и политики, и
государства в целом.