Компаниям скоро не придется предоставлять
налоговикам одни и те же документы по несколько раз: Федеральная
налоговая служба с 1 июля планирует запустить единый федеральный
информационный ресурс с информацией об истребованных документах.
"С 1 июля этого года планируется реализовать
автоматическую поддержку процедуры истребования документов. В
специальную базу данных будут помещены все сканированные копии
документов, полученных в рамках истребования. Найти любой
документ, полученный налоговыми органами от налогоплательщика,
позволит поисковая система", - сообщила замруководителя ФНС
России Татьяна Шевцова.
Она напомнила, что ФНС разработала
и утвердила регламент взаимодействия налоговых органов по
истребованию документов и получению информации. Основным
нововведением регламента является формирование единого
федерального информационного ресурса "Истребование
документов".
Налоговики в ходе контрольных
мероприятий уже сейчас проводят процедуры истребования документов
в рамках регламента и осуществляют документооборот в электронном
виде, отметила замглавы службы. Этот ресурс, пояснила Шевцова,
создается для хранения информации о процессе истребования
документов (сроки направления запросов, ответственные исполнители,
сроки выставления требований), об истребованных документах
(количество, виды) и о проводимых мероприятиях - допросах
свидетелей, осмотре зданий, имущества.
По словам Шевцовой,
с введением информационного ресурса изменится практика
истребования документов.
"В основу будет положен
принцип целесообразности и эффективности результатов от
использования запрашиваемых документов. Скажем, однажды запросив у
налогоплательщика лицензию на осуществление деятельности,
подлежащей льготированию, не нужно требовать представления той же
лицензии в каждом налоговом периоде. Другой пример: нет смысла при
проверке вычетов истребовать документы у всех поставщиков
плательщика. Достаточно отработать наиболее крупные поставки или
основных контрагентов", - пояснила замглавы ФНС.
По
ее словам, центральный аппарат ФНС России также готовит к
реализации "новую составляющую организации аналитической и
контрольной работы" налоговиков. "Речь идет о попытке
мотивации плательщиков к добровольному отказу от инструментов
минимизации налогов, о попытке сформулировать и донести до
налогоплательщиков некие правила игры, соблюдая которые они смогут
выйти из зоны риска", - сообщила также замглавы службы.
Суть правил игры: "налоговый орган в открытой печати
публикует условия (например, долю налоговых вычетов, размер
заработной платы, уровень налоговой нагрузки), при соблюдении
которых выход к налогоплательщику считает нецелесообразным. И в
течение определенного срока, допустим года, соблюдает эти
условия", объяснила Шевцова.
"Соответственно
плательщики, которые хотят сократить визиты налоговиков, смогут
принять эти негласные правила. А их намерения отказаться от
минимизации и полнее платить налоги заметны уже из отчетности. Что
же касается конкретных показателей (в частности, того же размера
средней зарплаты), их будут определять в регионах", - заявила
Шевцова.
Она подчеркнула, что взамен ФНС предложит
налогоплательщикам зону налоговой стабильности: например, эти
налогоплательщики не будут подвергаться налоговому контролю с
истребованием документов. В отношении остальных организаций ФНС
будет осуществлять "предпроверочный анализ и мероприятия
налогового контроля в полном объеме", пообещала Шевцова.
Говоря о совершенствовании контрольных мероприятий,
Шевцова объяснила, что теперь налоговики в ходе камеральных
(документальных) проверок определяют группы риска и отбирают
налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Она пояснила, что группы риска определяются в соответствии
с признаками уклонения от налогоообложения. "Инспектора может
насторожить как отдельный признак, так и совокупность признаков. К
примеру, высокий удельный вес вычетов или тот факт, что данный
налогоплательщик систематически предъявляет НДС (налог на
добавленную стоимость - прим.ред.) к возмещению, причем объемы
возмещения несоизмеримы с суммами уплаченных в бюджет налогов",
- отметила Шевцова.
К другим факторам риска она отнесла
отсутствие у налогоплательщика кадрового состава, основных средств
и иного ликвидного имущества, наличие у организации
прогрессирующих дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме
того, настороженность инспектора вызовет и отсутствие накладных
расходов и реальных затрат при уплате НДС поставщикам или
таможенным органам, а также использование налогоплательщиком
фиктивного юридического адреса.
Концепцию планирования
выездных проверок в настоящее время разрабатывает центральный
аппарат ФНС, и документ планируется обсудить с руководителями
территориальных управлений по итогам первого квартала, сообщила
Шевцова. Критерии же отбора плательщиков для налоговых проверок
дорабатываются и уже скоро будут опубликованы на сайте ФНС.
Она
также заявила, что в ряде случаев последние нововведения в
налоговом законодательстве "существенно расширили"
возможности и полномочия ФНС.Наример, пояснила она, с 1 января
2007 года в рамках дополнительных мероприятий можно осуществлять
весь комплекс контрольных мер, в том числе истребование
документов. Фактически, если налогоплательщик представил
уточненную декларацию к уменьшению - это основание для назначения
выездной проверки сверх установленного ограничения (две проверки в
год), пояснила Шевцова.