22 марта в в учебно-методическом центре
«Голицыно» открылась научно-практическая конференция
«Государственная поддержка малого инновационного
предпринимательства в Москве. Достижения и дальнейшее развитие».
На конференции выступил министр правительства Москвы, руководитель
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.
Москвы Михаил Вышегородцев.
Он заявил, что вследствие
особой специфики структура поддержки иннновационной сферы в Москве
должна функционировать отдельно от других структур поддержки
малого предпринимательства. В столице, считает М.Вышегородцев,
создана система поддержки инновационной деятельности, близкая к
оптимальной. Министр пояснил: когда речь только зашла о создании
системы некоммерческих партнерств, сертификационных, маркетинговых
агентств, власти города решили не создавать ничего нового, а
построить городское инновационное агентство по подобию
сall-центра. "Это структура, в первую очередь оперативно
реагирующая на обращения предпринимателей и опирающаяся на уже
существующие в городе частные инвестиционные, венчурные фонды,
«бизнес-ангелов» (частных инвесторов) и систему
бизнес-инкубаторов", - подчеркнул он.
Работа по
созданию бизнес-инкубаторов в городе ведется постоянно, продолжил
министр. 23 марта в УМЦ «Голицыно» пройдет презентация
бизнес-инкубатора «Строгино», а в мае-июне 2007 года
будет готов к сдаче в эксплуатацию бизнес-инкубатор «Зеленоград»,
сообщил М.Вышегородцев.
Он считает, что в каждом округе
столицы должны быть созданы условия и для начинающих
предпринимателей, и для тех, кто уже располагает сложившимся
бизнесом. Более того, в вопросе бизнес-инкубирования
М.Вышегородцев придерживается мнения о том, что сами инкубаторы
должны быть различного профиля и направленности, а не механически
объединять предприятия разных отраслей и циклов производства.
Он
также сообщил, что в столице появятся и новые технопарки (работают
пока технопарки в основном при вузах столицы - МГУ, МИФИ и др.),
такие как «Нагатино-ЗИЛ» и «Сапфир».
Проблемой, по словам министра, является различная трактовка
понятия «технопарк». Например, учредители «Сапфира»
склонны видеть технопарк как имущественный комплекс,
предоставляющий малым инвестиционным предприятиям площадь под
далеко не льготные условия аренды. В связи с этой разницей
видения, следует, считает М.Вышегородцев, прописать в
соответствующих нормативных документах, что же такое технопарк и
для чего он предназначен, что должно входить в него обязательно
(лаборатория, исследовательский центр, сертификационные,
маркетинговые учреждения), какие льготы должны предоставляться
малым компаниям на его территории.
«Слово «технопарк»
– модное и очень близко граничит с темой инвестиционной
экономики, но следует, в конце концов, привести его к общему
знаменателю, чтобы не возникало разночтений. Ведь непонятно пока,
навечно ли поселяется малое предприятие в технопарке, или есть
срок, ограничивающий его пребывание в льготных условиях», –
отметил М.Вышегородцев.
В Москве, заявил он, огромное
количество профессионалов, занимающихся консультационной
поддержкой малого и среднего бизнеса, специалистов по
сертификации, рекламе, продвижению товаров на рынки, типографским
услугам, упоковке, промышленному дизайну. Однако об этих услугах
предприниматели «просто не знают». Множество
бизнес-проблем, считает М.Вышегородцев, связано именно с
отсутствием информации и, прежде всего, с отсутствием механизма
поиска нужной информации. "В результате предприниматель ходит
по замкнутому кругу между Фондом Бортника и московским бюджетом, в
то время как нужно из него вырываться и выходить на более высокий
уровень, - заключил глава ДПиРМП. - Проектов много, каждый
предприниматель считает, что у него созрела суперидея, но если
начнешь анализировать, сплошь и рядом оказывается, что идея была
не такой уж и хорошей".
По его словам, 400 млн рублей,
«закачанных» в Московский венчурный фонд, пока
остаются почти без движения: одобрено всего 4 проекта, но и из них
ни один не профинансирован из средств фонда, поскольку
наличествуют проблемы формального порядка: недостаточное
предоставление информации предпринимателем, неправильно
оформленные проектные документы. Поэтому, считает М.Вышегородцев,
в ближайшее время должна быть выработана "недвусмысленная
политика" взаимоотношений предпринимателей с фондом, а также
система подготовки грамотных и профессиональных кадров.
«Мы
никогда не претендовали на лидерство в инновационной тематике, –
сказал М.Вышегородцев, имея ввиду Департамент поддержки и развития
малого предпринимательства. – Департамент науки и
промышленной политики города разработал и внес концепцию развития
инновационной составляющей на правительство города, из которой
ясно, что без крупных компаний инновационный процесс на
сегодняшний день будет не таким успешным, как бы нам бы хотелось,
и мы согласны с этим».
Подводя итог, М.Вышегородцев
выразил надежду на плодотворное сотрудничество со всеми
заинтересованными органами власти и предпринимательским
сообществом, и, вследствие этого сотрудничества, - на скорое
появление «реальных документов» на государственном
уровне, определяющих основные понятия инновационной
экономики.